Порок сердца у детей список литературы

Содержание статьи

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Врожденные пороки сердца являются одной из распространенных аномалий развития, они составляют 30 % от числа всех пороков. По данным ВОЗ, среди новорожденных количество детей с врожденными пороками сердца составляет около 1 %. В Украине ежегодно рождается 4,5-6 тыс. детей с патологией сердца. Чрезвычайно важной является своевременная диагностика этой патологии и проведение соответствующей хирургической коррекции. Если последняя не проводится, то на 1-м году жизни умирает около 55 % детей с врожденными пороками сердца, а к 5-летнему возрасту — 85 %. Следовательно, тяжелое течение заболевания, возникновение необратимых осложнений, инвалидизирующих ребенка, высокая смертность определяют актуальность раннего выявления врожденных пороков сердца, точной топической диагностики и своевременного хирургического лечения.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину самых распространенных врожденных пороков сердца у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

1.Выбрать из данных анамнеза сведений, свидетельстующих о наличии у ребенка врожденного порока сердца.

1. Собрать и оценить жалобы и данные анамнеза (кафедра пропедевтической педиатрии).

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска.

2. Определить необходимый объем и последовательность методов обследования: физических, лабораторных, инструментальных (кафедра пропедевтической педиатрии).

3. Выявить самые информативные признаки врожденного порока сердца при объективном обследовании ребенка (обзор, пальпация, перкуссия и аускультация) и лабораторно-инструментальном исследовании.

Проводить физическое обследование (кафедра пропедевтической педиатрии), оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований (кафедра пропедевтической педиатрии, рентгенологии).

4. Определить общие принципы лечения и реабилитационных мероприятий.

4. Применять средства патогенетической и симптоматической терапии:

диетотерапии (кафедра пропедевтической педиатрии);

медикаментозной (кафедра фармакологии).

5. Применять деонтологические навыки общения с ребенком и его родителями.

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.

Задания для проверки исходного уровня.

У ребенка 2-х лет врач заподозрил врожденный порок сердца. Что не является характерным для анамнеза жизни этого ребенка?

А. Инспираторная одышка с рождения.

B. Нормальная масса тела ребенка при рождении.

C. Недостаточная прибавка массы тела на первом году жизни.

D. Стойкий систолический шум в сердце.

E. Склонность к респираторным заболеваниям.

У ребенка 5 лет отмечается неотложное состояние с развитием сердечной недостаточности. Какое исследование имеет наибольшее диагностическое значение у этого ребенка?

У ребенка 8 месяцев с врожденным пороком сердца с обеднением малого круга кровообращения тетрада Фалло выполнен общий анализ крови. Врач выявил полицитемию. Какие изменения были выявлены?

Количество лейкоцитов 12,0 Г/л.

Количество лейкоцитов 5,0 Г/л.

Уровень СОЕ 10 мм/час.

Уровень гемоглобина 200 г/л.

Количество эозинофилов 4 %.

У ребенка 12 лет с врожденным пороком сердца дефект межпредсердной перегородки жалоб нет. При осмотре врач не нашел признаков недостаточности кровообращения. Какую группу врачебных препаратов необходимо назначить в этом случае?

Задание № 1. А. Задание № 2. С. Задание № 3. D.

Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб.: «Издательство Фолиант», 2001.-С.382-482.

Методика непосредственного исследования ребенка.-Донецк, 1998.-С.34-38.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.76-82.

Практикум з пропедевтичної педіатрії з доглядом за дітьми / За ред. В.Г. Майданника та К.Д. Дуки.- К.: «Знання України», 2002.- С.99-128.

Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- C.145-162, 358-386.

Содержание обучения в соответствии с целями.

1. Этиология врожденных пороков сердца.

2. Классификация врожденных пороков сердца.

3. Клинико-инструментальные диагностические особенности основных врожденных пороков сердца у детей.

4. Осложнения при врожденных пороках сердца.

5. Лечебная тактика при врожденных пороков сердца у детей.

6. Терапия неотложных состояний (сердечной недостаточности, гипоксемических приступов).

7. Диспансерное наблюдение детей с врожденными пороками сердца.

8. Прогноз при врожденных пороков сердца у детей.

Граф логической структуры темы

врожденные пороки сердца у детей».

(См. приложение 1).

Дитячі хвороби / Сідельников В.М., Бережний В.В., Рєзник Б.Я. та ін.; За ред. В.М. Сідельникова і В.В. Бережного.-К.: Здоров’я, 1999.- С.310-342.

Майданник В.Г. Педиатрия.-Харьков: Фолио, 2002.-С.162-186.

Медицина дитинства /Андрущук А.А., Аряєв М.Л., Бабко С.О. та ін.; За ред. П.С. Мощича: у 4 томах, Т.4, кн. 1.- К.: Здоров’я, 1999.- С. 157-233.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С. 366-380.

Шабалов Н.П. Детские болезни.- С.Пб.: Издательство “Питер”, 2000.- С. 559-576.

Белозеров Ю.М. Детская кардиология. – М.:Медпресс-информ. – 2004. – 600с.

Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2-х том.- М.:Медицина, 1987.- 928 с.

Волосовець О.П., Савво В.М., Кривопустов С.П. Вибрані питання дитячої кардіоревматології – Х.: «ТНЦ», 2006 – 256 с.

Мощич П.С., Сидельников В.М., Кривченя Д.Ю. Кардиология детского возраста.-К.:Здоровье, 1986.- 550 с.

Накази МОЗ України «Про удосконалення амбулаторно-поліклінічної допомоги дітям в Україні», «Про удосконалення організації медичної допомоги дітям підліткового віку», та по протоколах за спеціальностями «педіатрія» та ін. МОЗ України. – Київ, 2005 р. – 414 с.

Неотложные состояния в педиатрии. Под ред. В.М.Сидельникова. К.: Здоровье, 1994. – 601 с.

Ориентированная основа действия (ООД).

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

(См. приложение 2).

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Ребенок, 3 года, с врожденным пороком сердца тетрада Фалло в фазе первичной адаптации. Какое осложнение в анамнезе не типично для этого ребенка?

А. Гипоксемические приступы.

B. Частые респираторные заболевания.

D. Относительная анемия.

E. Отставание в психосоматическом развитии.

У ребенка 7 лет с гипертензией заподозрен врожденный порок сердца коарктация аорты. Какой результат исследования будет наиболее информативным для установления диагноза?

А. Повышение в моче уровня альдостерона.

B. Нормальное содержание в моче 17-кетостероидов.

C. Артериальное давление на ногах ниже, чем на руках.

D. Снижение в моче уровня катехоламинов.

E. Артериальное давление на ногах выше, чем на руках.

У ребенка 2-х месяцев границы сердца расширены влево, II тон усилен над легочной артерией непрерывный, систолодиастолический шум машинного характера в II-III межреберьи слева у края грудины, который проводится на сосуды шеи. Частота сердечных сокращений — 150 ударов в минуту. Артериальное давление — 105/30 мм рт. ст. На ЭКГ — признаки гипертрофии левого желудочка. Какой врожденный порок сердца наиболее вероятен?

Открытый артериальный проток.

Дефект межжелудочковой перегородки.

Дефект межпредсердной перегородки.

Открытый атриовентрикулярный канал.

У шестимесячного ребенка диагностирован одышечно-цианотический приступ на фоне врожденного порока сердца тетрады Фалло. Два предыдущих приступа проходили самостоятельно в течение 10-15 минут. Дача кислорода через маску неэффективна. Врач скорой помощи должен немедленно на фоне кислородной терапии ввести:

Задание № 1. В. Задание № 2. В. Задание № 3. А.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии

В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на самые информативные признаки заболевания. Куратор докладывает общие принципы лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждения привлекаются другие студенты. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценка знаний студентов.

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

Клинико-лабораторные признаки воспаления

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шум над большими сосудами

Шум в III-IV межреберье у левого края грудины

Шум на верхушке сердца

Шум над легочной артерией

II тон над легочной артерией

6 – недостаточность митрального клапана

8 – недостаточность аортального клапана

открытый артериальный проток

дефект межжелудочковой перегородки

дефект межпредсердной перегородки

Примечание. Для окончательно установления диагноза показано проведение Эхо-кардиографии.

1 – дефект межжелудочковой перегородки 6 – недостаточность митрального клапана

2 — дефект межпредсердной перегородки 7 – митральный стеноз

3 – открытый артериальный проток 8 – недостаточность аортального клапана

4 – тетрада Фалло 9 – синдром Эйзенменгера

5 – коарктация аорты 10 — миокардит

ЮВЕНИЛЬНЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

И РЕАКТИВНЫЙ АРТРИТ У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Ювенильный ревматоидный артрит — это заболевание или группа заболеваний с хроническим поражением соединительной ткани. В течение последних 10-15 лет наблюдается значительное увеличение частоты диффузных заболеваний соединительной ткани как у взрослых, так и у детей. Эти заболевания имеют тяжелое, в большинстве случаев прогрессирующее течение, в нетипичных случаях их тяжело диагностировать. Лечение таких больных является сложным заданием, поскольку заболевания характеризуются тяжелыми поражениями органов и систем. Во многих случаях эти болезни приводят к инвалидности детей. Своевременная диагностика, комплексное этапное лечение значительно улучшают прогноз.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину ювенильного ревматоидного артрита и реактивных артритов у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

Использованные источники: refdb.ru

Рекомендательный список литературы по теме: «Врожденные пороки сердца у новорожденных»

Кемеровская областная научная медицинская библиотека

Информационно-библиографический отдел

Рекомендательный список литературы по теме:

«Врожденные пороки сердца у новорожденных»

Книги

Детская кардиологи / под ред. Дж. Хоффмана. – М.: Практика, 2006. – 543с. (Шифр 616.12-053.2 Д-38).

Митина, ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца : [атлас] / , . — М.: Изд. дом «Видар-М», 20с (Шифр 616.12-007.2-073. М66 ).

Мутафьян, и малые аномалии сердца у детей и подростков : учеб.-метод. пособие / . — СПб: Изд. дом СПбМАПО, 20с. (Шифр 616.12-007.2-053 М-918)

Судоргина, -социальные аспекты инвалидности детей с патологией сердечно-сосудистой системы : автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.33 / . — Екатеринбург, 20с (Шифр А С89)

Шарыкин, пороки сердца : руководство для педиатров, кардиологов, неонатологов / . — М: Теремок, 20с.: (Шифр 616.12 Ш-269)

Статьи

Алекян, хирургия заболеваний сердца и сосудов: современное состояние и перспективы развития / // Рос. мед. вестиN4. — C. 65-68.

Анализ оказания специализированной помощи в Ростовской области новорожденным и детям первого года жизни за период с 2002 по 2004 г / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 6. — C. 3-4.

Анатомические особенности и варианты патологии коронарных артерий у новорожденных и детей первого года жизни с атрезией легочной артерии и интактной межжелудочковой перегородкой / , , и др. // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургия– N 3. — C. 39-47.

Аномалия Эбштейна у новорожденных и детей первого года жизни: принципы хирургического лечения / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 3. — C. 3-10.

Бокерия, и врожденные пороки системы кровообращения у детей (распространенность и коррекция) / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 3-10.

Бокерия, проведения транскраниальной допплерографии у новорожденных и детей первого года жизни с врожденными пороками сердца / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 87-94.

Бутрим, обструктивные поражения дуги и перешейка аорты у новорожденных / , // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 21-30.

Галкина, среза через три сосуда при обструктивных поражениях легочной артерии, или срез через три сосуда должен стать скрининговым тестом / // Пренатальная диагностика– N 4. — C. 248-251.

Горбачевский, остаточной легочной гипертензии в отдаленном послеоперационном периоде у больных с дефектом межжелудочковой перегородки и высокой легочной гипертензией / , , // Дет. болезни сердца и сосудовN 4. — C. 50-54.

Горбачевский, и темпы развития легочно-сосудистой болезни при функционально единственном желудочке сердца / , , // Дет. болезни сердца и сосудовN 4. — C. 44-50.

Закрытая баллонная атриосептостомия под ультразвуковым контролем в дооперационной интенсивной терапии новорожденных с простой транспозицией магистральных артерий / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 71-76.

Ильин, стратегия неонатальной кардиохирургии / // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии– N 5. — C. 32-36.

Интенсивная терапия у новорожденных и грудных детей после анатомической коррекции транспозиции магистральных артерий / , , , // Анестезиология и реаниматологияN 3. — C. 51-56.

Ионова, исходы при врожденных пороках развития. 15. Аномалия верхней полой вены / , , // Пренатальная диагностикаN 4. — C. 257-260.

Камалов, аспекты лучевой диагностики врожденных пороков сердца у новорожденных и детей раннего возраста / , , // Казан. мед. журн– N 1. — C. 78-80.

Кардиологическая помощь новорожденным детям с врожденными пороками сердца в условиях Кемеровского областного перинатального центра / , , , // Актуальные вопросы охраны материнства и детства : материалы науч.-практ. конф, посвящ. 25-летию Детской гор. клин. больницы №5 и 10-летию Обл. перинат. центра. — Кемерово, 2005. — C. 95-Мать и Дитя в Кузбассе. Спецвып. № 2)

Коррекция врожденных пороков сердца в периоде новорожденности / [и др.] // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии– N 3. — C. 9-13.

Критические врожденные пороки сердца периода новорожденности / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 48-50.

Медиаторы воспалительной реакции при хирургическом лечении сложных врожденных пороков сердца в условиях искусственного кровообращения у новорожденных и грудных детей / [и др.] // Анестезиология и реаниматологияN 3. — C. 34-38.

Миролюбов, диагностики врожденных пороков сердца у новорожденных как резерв снижения младенческой смертности / , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 59-62.

Молокович, эхокардиографических показателей у детей с задержкой внутриутробного развития при врожденных пороках сердца / , , // Казан. мед. журн– N 6. — C. 417-420.

Недоношенные дети с открытым артериальным протоком: клинико-диагностический алгоритм и тактика лечения / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 5. — C. 47-54.

Некоторые аспекты медицинской помощи новорожденным и детям раннего возраста с врожденными пороками сердца / , , и др. // Дет. больница– N 2. — C. 13-18.

Обструктивные поражения дуги аорты в сочетании с дефектом межжелудочковой перегородки у новорожденных: эмбриология, классификации, хирургическая тактика / , , , // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 31-36 .

Одномоментная коррекция аномалии Тауссиг-Бинга в сочетании с гипоплазией дуги аорты / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 3. — C. 63-64.

Одномоментная коррекция врожденных пороков сердца и сопутствующей патологии дуги аорты у новорожденных и детей первого года жизни / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 54-60.

Одномоментная коррекция перерыва дуги аорты и дефекта межжелудочковой перегородки, сочетавшихся с умеренной гипоплазией восходящей аорты и правого желудочка / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 4. — C. 70-73.

Операция Мюллера в лечении сложных врожденных пороков сердца / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 44-46.

Опыт применения простагландинов при пороках сердца у новорожденных / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 6. — C. 69-70.

Опыт хирургического лечения ишемической дисфункции митрального клапана при синдроме Бланда-Уайта-Гарланда у детей раннего возраста / , , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 29-34.

Особенности и тактика ведения новорожденных и грудных детей с врожденными пороками сердца и усиленным легочным кровотоком в раннем послеоперационном периоде / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 5. — C. 39-43.

Отхождение правой легочной артерии от восходящей аорты с дефектом межпресердной перегородки / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 77-80.

Первый опыт выполнения операции двунаправленного кавопульмонального анастомоза без искусственного кровообращения при хирургическом лечении сложных врожденных пороков сердца / [и др.] // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургияN 6. — C. 4-6.

Первый опыт применения закрытых систем для санации трахеи (Cathy) у детей с синдромом острого повреждения легких и высокой легочной гипертензией после кардиохирургических вмешательств / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 3. — C. 42-46.

Поддержание легочного и системного кровотоков методом стентирования открытого артериального протока у новорожденных и детей первого года жизни с дуктус-зависимыми врожденными пороками сердца / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 4. — C. 49-54.

Полуторажелудочковая коррекция изолированной гипоплазии правого желудочка с добавочной левосторонней верхней полой веной, дренирующейся в коронарный синус / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 77-79.

Пролонгированная открытая стернотомия после кардиохирургических вмешательств у новорожденных и младенцев / , , и др. // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургия– N 1. — C. 16-20.

Разумовский, значимый открытый артериальный проток у новорожденных с низкой массой тела: взгляд хирурга / , , // Вопр. Практ. педиатрииN 1. — С. 27-32.

Раяпов, мозгового кровотока у новорожденных и детей первого года жизни с врожденными пороками сердца методом транскраниальной допплерографии / // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургия– N 4. — C. 59-62.

Результаты хирургического лечения новорожденных с врожденными пороками сердца (транспозиция магистральных артерий, атрезия легочной артерии с дефектом межжелудочковой перегородки), диагностированными пренатально / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 47-50.

Рогова, , диагностика и показания к хирургическому лечению коарктации аорты у новорожденных и грудных детей / , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 48-54.

Сердечно-сосудистые заболевания у новорожденных: кардиологические и хирургические проблемы / , , и др. // Вестн. РАМН– N 12. — C. 77-80.

Соколов, параметры у детей в норме и при ВПС / , // Ультразвуковая и функциональная диагностикаN 3. — C. 124.

Ступаков, организации специализированной помощи детям с врожденными пороками сердца и сосудов (ВПСИС) / , // Пробл. управления здравоохранением– N 5. — C. 39-42.

Сурапова, пороки сердца с обеденным легочным кровотоком у плода / , // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 36-41.

Тактика ведения детей с врожденными пороками сердца в периоде новорожденности / , , , // Актуальные вопросы охраны материнства и детства : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию Детской гор. Клин. больницы №5 и 10-летию Обл. перинат. центра. — Кемерово, 2005. — C. 94-Мать и Дитя в Кузбассе. Спецвып. № 2).

Туманян, аспекты неонатальной кардиологии — организация и преемственность служб / , , // Мед. кафедра– N 2. — C. 24-31.

Центр детской кардиохирургии и хирургии новорожденных детей // Патология кровообращения и кардиохирургия– N 2. — C. 3-12.

Шарыкин, межпредсердной перегородки и открытое овальное окно — диагностика и тактика лечения / // Рос. вестн. перинатологии и педиатрииN 4. — C. 26-33.

Шаталов, К. В. Cor triatriatum — подходы к хирургическому лечению / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 4-14.

Шихранов, диагностика и хирургическое лечение врожденных пороков сердца / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 5. — C. 21-27.

Экстренное разведение грудины в комплексной интенсивной терапии острой сердечной недостаточности после коррекции врожденного порока сердца у младенцев / , , и др. // Анестезиология и реаниматология– N 3. — C. 61-63.

& К сведению медицинских работников

Необходимую литературу Вы можете получить в Кемеровской областной научной медицинской библиотеке по адресу:

* 650991 ГСП-1 г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22;

http://www. kuzdrav. ru/medlib

¾ с 8 –18; суббота — 9-17;

выходной день — воскресенье.

Копии документов можно сделать в Кемеровской ОНМБ. Кроме того, работают МБА и электронная доставка документов (можно заказать документы из фондов Кемеровской ОНМБ и Центральной научной медицинской библиотеки, г. Москва).

Использованные источники: pandia.ru

Рекомендательный список литературы по теме «ультразвуковые методы диагностики врожденных пороков сердца» книги (2004-2008гг )

Кемеровская областная научная медицинская библиотека

Рекомендательный список литературы по теме:

«Ультразвуковые методы диагностики врожденных пороков

Вилкенсхоф, Урсула. Справочник по эхокардиографии: содержит 157 иллюстраций и 62 таблицы / У. Вилкенсхоф, И. Крук. — М.: Мед. лит., 2007. — 240 с. (Шифр 616.12-073.432.19 В44).

Затикян, Е. П. Врожденные и приобретенные пороки сердца у беременных. (Функциональная и ультразвуковая диагностика) / Е. П. Затикян. — М.: Триада-Х, 2004. — 294 с. (Шифр 616.12-007 З-371).

Митина, И. Н. Неинвазивная ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца : [атлас] / И. Н. Митина, Ю. И. Бондарев. — М.: Изд. дом Видар-М, 2004. — 304 с. (Шифр 616.12-007.2-073.432.19 М66).

Окороков, А. Н. Диагностика болезней внутренних органов / А. Н. Окороков. — М.: Мед. лит., 2005 — Т.10: Диагностика болезней сердца и сосудов. — 2005. — 368 с. (Шифр 616.1/6-07 О-51).

Рыбакова, М. К. Практическое руководство по ультразвуковой диагностике. Эхокардиография / М. К. Рыбакова, М. Н. Алехин, В. В. Митьков. — М.: Видар, 2008. — 512 с. (Шифр ОНМБ 616-073.432.19 Р93).

Шарыкин, А. С. Врожденные пороки сердца : руководство для педиатров, кардиологов, неонатологов / А. С. Шарыкин. — М: Теремок, 2005. — 384 с. (Шифр ОНМБ 616.12 Ш-269).

Шиллер, Н. Б. Клиническая эхокардиография / Н. Шиллер, М. А. Осипов. — 2-е изд. — М.: Практика, 2005. — 344 с.: ил. (Шифр ОНМБ 616.12-073.432.19 Ш-581).

Блинов, А. Ю. Синдром акардии: случай благоприятного перинатального исхода / А. Ю. Блинов, В. М. Гольцфарб // Пренатальная диагностика. — 2007. — N2. — C. 150-152.

Деменюк Ю. А. Ранняя пренатальная диагностика аномалии Эбштейна / Ю. А. Деменюк // Пренатальная диагностика. — 2009. — N1. -. 41-43.

Ионова, С. Г. Пренатальная ультразвуковая диагностика корригированной транспозиции магистральных сосудов во 2 триместре беременности / С. В. Ионова // Пренатальная диагностика. — 2008. — N3. — C. 226-228.

Случай ультразвуковой диагностики эктопии сердца / А. В. Кондратьев [и др.] // Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2007. — N3. — C. 83-85.

Смирнов, Н. Н. Двойное отхождение сосудов от правого желудочка: особенности пренатальной диагностики / Н. Н. Смирнов // Пренатальная диагностика. — 2009. — N1. -. 37-40.

Соколов, А. А. Эхокардиографические параметры у детей в норме и при ВПС / А. А. Соколов, Г. И. Марцинкевич; НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН (Томск) // Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2007. -N 3. -. 124 .

Соколов, А. А. Врожденные пороки сердца у детей и внутрисердечная асинхрония — гемодинамическое значение / А. А. Соколов, Г. И. Марцинкевич // Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2007. — N 4. — C. 104.

Шевченко, Е. А. Возможности трансвагинальной эхокардиографии для ранней пренатальной диагностики врожденных пороков сердца у плода / Е. А. Шевченко // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — N 6. -. 60-65.

Шевченко, Е. А. Пренатальная диагностика редких врожденных пороков и синдромов. 17. Аномалия Уля / Е. А. Шевченко // Пренатальная диагностика. — 2008. — N 2. -С. 117-120.

Шевченко, Е. А. Пренатальная ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца у плодов с экстракардиальными аномалиями в ранние сроки беременности / Е. А. Шевченко // Казан. мед. журн. — 2008. — N 5. — C. 596-600.

Шевченко, Е. А. Ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца у плодов с хромосомными аномалиями в первом триместре беременности / Е. А. Шевченко // Вопросы практической педиатрии. — 2008. — N 5. — С.120-123.

& К сведению медицинских работников

Необходимую литературу Вы можете получить в Кемеровской областной научной медицинской библиотеке по адресу:

* 650066 г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22;

(8-3842) 72-19-91 (директор),

Факс (8-3842) 72-19-91

¾ с 8 –18; суббота — 9-17;

выходной день — воскресенье.

Копии документов можно сделать в Кемеровской ОНМБ. Кроме того, работают МБА и электронная доставка документов (можно заказать документы из фондов Центральной научной медицинской библиотеки, г. Москва).

Использованные источники: textarchive.ru

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Врожденные пороки сердца являются одной из распространенных аномалий развития, они составляют 30 % от числа всех пороков. По данным ВОЗ, среди новорожденных количество детей с врожденными пороками сердца составляет около 1 %. В Украине ежегодно рождается 4,5-6 тыс. детей с патологией сердца. Чрезвычайно важной является своевременная диагностика этой патологии и проведение соответствующей хирургической коррекции. Если последняя не проводится, то на 1-м году жизни умирает около 55 % детей с врожденными пороками сердца, а к 5-летнему возрасту — 85 %. Следовательно, тяжелое течение заболевания, возникновение необратимых осложнений, инвалидизирующих ребенка, высокая смертность определяют актуальность раннего выявления врожденных пороков сердца, точной топической диагностики и своевременного хирургического лечения.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину самых распространенных врожденных пороков сердца у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

1.Выбрать из данных анамнеза сведений, свидетельстующих о наличии у ребенка врожденного порока сердца.

1. Собрать и оценить жалобы и данные анамнеза (кафедра пропедевтической педиатрии).

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска.

2. Определить необходимый объем и последовательность методов обследования: физических, лабораторных, инструментальных (кафедра пропедевтической педиатрии).

3. Выявить самые информативные признаки врожденного порока сердца при объективном обследовании ребенка (обзор, пальпация, перкуссия и аускультация) и лабораторно-инструментальном исследовании.

Проводить физическое обследование (кафедра пропедевтической педиатрии), оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований (кафедра пропедевтической педиатрии, рентгенологии).

4. Определить общие принципы лечения и реабилитационных мероприятий.

4. Применять средства патогенетической и симптоматической терапии:

диетотерапии (кафедра пропедевтической педиатрии);

медикаментозной (кафедра фармакологии).

5. Применять деонтологические навыки общения с ребенком и его родителями.

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.

Задания для проверки исходного уровня.

У ребенка 2-х лет врач заподозрил врожденный порок сердца. Что не является характерным для анамнеза жизни этого ребенка?

А. Инспираторная одышка с рождения.

B. Нормальная масса тела ребенка при рождении.

C. Недостаточная прибавка массы тела на первом году жизни.

D. Стойкий систолический шум в сердце.

E. Склонность к респираторным заболеваниям.

У ребенка 5 лет отмечается неотложное состояние с развитием сердечной недостаточности. Какое исследование имеет наибольшее диагностическое значение у этого ребенка?

У ребенка 8 месяцев с врожденным пороком сердца с обеднением малого круга кровообращения тетрада Фалло выполнен общий анализ крови. Врач выявил полицитемию. Какие изменения были выявлены?

Количество лейкоцитов 12,0 Г/л.

Количество лейкоцитов 5,0 Г/л.

Уровень СОЕ 10 мм/час.

Уровень гемоглобина 200 г/л.

Количество эозинофилов 4 %.

У ребенка 12 лет с врожденным пороком сердца дефект межпредсердной перегородки жалоб нет. При осмотре врач не нашел признаков недостаточности кровообращения. Какую группу врачебных препаратов необходимо назначить в этом случае?

Задание № 1. А. Задание № 2. С. Задание № 3. D.

Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб.: «Издательство Фолиант», 2001.-С.382-482.

Методика непосредственного исследования ребенка.-Донецк, 1998.-С.34-38.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.76-82.

Практикум з пропедевтичної педіатрії з доглядом за дітьми / За ред. В.Г. Майданника та К.Д. Дуки.- К.: «Знання України», 2002.- С.99-128.

Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- C.145-162, 358-386.

Содержание обучения в соответствии с целями.

1. Этиология врожденных пороков сердца.

2. Классификация врожденных пороков сердца.

3. Клинико-инструментальные диагностические особенности основных врожденных пороков сердца у детей.

4. Осложнения при врожденных пороках сердца.

5. Лечебная тактика при врожденных пороков сердца у детей.

6. Терапия неотложных состояний (сердечной недостаточности, гипоксемических приступов).

7. Диспансерное наблюдение детей с врожденными пороками сердца.

8. Прогноз при врожденных пороков сердца у детей.

Граф логической структуры темы

врожденные пороки сердца у детей».

(См. приложение 1).

Дитячі хвороби / Сідельников В.М., Бережний В.В., Рєзник Б.Я. та ін.; За ред. В.М. Сідельникова і В.В. Бережного.-К.: Здоров’я, 1999.- С.310-342.

Майданник В.Г. Педиатрия.-Харьков: Фолио, 2002.-С.162-186.

Медицина дитинства /Андрущук А.А., Аряєв М.Л., Бабко С.О. та ін.; За ред. П.С. Мощича: у 4 томах, Т.4, кн. 1.- К.: Здоров’я, 1999.- С. 157-233.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С. 366-380.

Шабалов Н.П. Детские болезни.- С.Пб.: Издательство “Питер”, 2000.- С. 559-576.

Белозеров Ю.М. Детская кардиология. – М.:Медпресс-информ. – 2004. – 600с.

Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2-х том.- М.:Медицина, 1987.- 928 с.

Волосовець О.П., Савво В.М., Кривопустов С.П. Вибрані питання дитячої кардіоревматології – Х.: «ТНЦ», 2006 – 256 с.

Мощич П.С., Сидельников В.М., Кривченя Д.Ю. Кардиология детского возраста.-К.:Здоровье, 1986.- 550 с.

Накази МОЗ України «Про удосконалення амбулаторно-поліклінічної допомоги дітям в Україні», «Про удосконалення організації медичної допомоги дітям підліткового віку», та по протоколах за спеціальностями «педіатрія» та ін. МОЗ України. – Київ, 2005 р. – 414 с.

Неотложные состояния в педиатрии. Под ред. В.М.Сидельникова. К.: Здоровье, 1994. – 601 с.

Ориентированная основа действия (ООД).

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

(См. приложение 2).

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Ребенок, 3 года, с врожденным пороком сердца тетрада Фалло в фазе первичной адаптации. Какое осложнение в анамнезе не типично для этого ребенка?

А. Гипоксемические приступы.

B. Частые респираторные заболевания.

D. Относительная анемия.

E. Отставание в психосоматическом развитии.

У ребенка 7 лет с гипертензией заподозрен врожденный порок сердца коарктация аорты. Какой результат исследования будет наиболее информативным для установления диагноза?

А. Повышение в моче уровня альдостерона.

B. Нормальное содержание в моче 17-кетостероидов.

C. Артериальное давление на ногах ниже, чем на руках.

D. Снижение в моче уровня катехоламинов.

E. Артериальное давление на ногах выше, чем на руках.

У ребенка 2-х месяцев границы сердца расширены влево, II тон усилен над легочной артерией непрерывный, систолодиастолический шум машинного характера в II-III межреберьи слева у края грудины, который проводится на сосуды шеи. Частота сердечных сокращений — 150 ударов в минуту. Артериальное давление — 105/30 мм рт. ст. На ЭКГ — признаки гипертрофии левого желудочка. Какой врожденный порок сердца наиболее вероятен?

Открытый артериальный проток.

Дефект межжелудочковой перегородки.

Дефект межпредсердной перегородки.

Открытый атриовентрикулярный канал.

У шестимесячного ребенка диагностирован одышечно-цианотический приступ на фоне врожденного порока сердца тетрады Фалло. Два предыдущих приступа проходили самостоятельно в течение 10-15 минут. Дача кислорода через маску неэффективна. Врач скорой помощи должен немедленно на фоне кислородной терапии ввести:

Задание № 1. В. Задание № 2. В. Задание № 3. А.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии

В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на самые информативные признаки заболевания. Куратор докладывает общие принципы лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждения привлекаются другие студенты. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценка знаний студентов.

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

Клинико-лабораторные признаки воспаления

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шум над большими сосудами

Шум в III-IV межреберье у левого края грудины

Шум на верхушке сердца

Шум над легочной артерией

II тон над легочной артерией

6 – недостаточность митрального клапана

8 – недостаточность аортального клапана

открытый артериальный проток

дефект межжелудочковой перегородки

дефект межпредсердной перегородки

Примечание. Для окончательно установления диагноза показано проведение Эхо-кардиографии.

1 – дефект межжелудочковой перегородки 6 – недостаточность митрального клапана

2 — дефект межпредсердной перегородки 7 – митральный стеноз

3 – открытый артериальный проток 8 – недостаточность аортального клапана

4 – тетрада Фалло 9 – синдром Эйзенменгера

5 – коарктация аорты 10 — миокардит

ЮВЕНИЛЬНЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

И РЕАКТИВНЫЙ АРТРИТ У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Ювенильный ревматоидный артрит — это заболевание или группа заболеваний с хроническим поражением соединительной ткани. В течение последних 10-15 лет наблюдается значительное увеличение частоты диффузных заболеваний соединительной ткани как у взрослых, так и у детей. Эти заболевания имеют тяжелое, в большинстве случаев прогрессирующее течение, в нетипичных случаях их тяжело диагностировать. Лечение таких больных является сложным заданием, поскольку заболевания характеризуются тяжелыми поражениями органов и систем. Во многих случаях эти болезни приводят к инвалидности детей. Своевременная диагностика, комплексное этапное лечение значительно улучшают прогноз.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину ювенильного ревматоидного артрита и реактивных артритов у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

Использованные источники: refdb.ru

Рекомендательный список литературы по теме: «Врожденные пороки сердца у новорожденных»

Кемеровская областная научная медицинская библиотека

Информационно-библиографический отдел

Рекомендательный список литературы по теме:

«Врожденные пороки сердца у новорожденных»

Книги

Детская кардиологи / под ред. Дж. Хоффмана. – М.: Практика, 2006. – 543с. (Шифр 616.12-053.2 Д-38).

Митина, ультразвуковая диагностика врожденных пороков сердца : [атлас] / , . — М.: Изд. дом «Видар-М», 20с (Шифр 616.12-007.2-073. М66 ).

Мутафьян, и малые аномалии сердца у детей и подростков : учеб.-метод. пособие / . — СПб: Изд. дом СПбМАПО, 20с. (Шифр 616.12-007.2-053 М-918)

Судоргина, -социальные аспекты инвалидности детей с патологией сердечно-сосудистой системы : автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.33 / . — Екатеринбург, 20с (Шифр А С89)

Шарыкин, пороки сердца : руководство для педиатров, кардиологов, неонатологов / . — М: Теремок, 20с.: (Шифр 616.12 Ш-269)

Статьи

Алекян, хирургия заболеваний сердца и сосудов: современное состояние и перспективы развития / // Рос. мед. вестиN4. — C. 65-68.

Анализ оказания специализированной помощи в Ростовской области новорожденным и детям первого года жизни за период с 2002 по 2004 г / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 6. — C. 3-4.

Анатомические особенности и варианты патологии коронарных артерий у новорожденных и детей первого года жизни с атрезией легочной артерии и интактной межжелудочковой перегородкой / , , и др. // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургия– N 3. — C. 39-47.

Аномалия Эбштейна у новорожденных и детей первого года жизни: принципы хирургического лечения / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 3. — C. 3-10.

Бокерия, и врожденные пороки системы кровообращения у детей (распространенность и коррекция) / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 3-10.

Бокерия, проведения транскраниальной допплерографии у новорожденных и детей первого года жизни с врожденными пороками сердца / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 87-94.

Бутрим, обструктивные поражения дуги и перешейка аорты у новорожденных / , // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 21-30.

Галкина, среза через три сосуда при обструктивных поражениях легочной артерии, или срез через три сосуда должен стать скрининговым тестом / // Пренатальная диагностика– N 4. — C. 248-251.

Горбачевский, остаточной легочной гипертензии в отдаленном послеоперационном периоде у больных с дефектом межжелудочковой перегородки и высокой легочной гипертензией / , , // Дет. болезни сердца и сосудовN 4. — C. 50-54.

Горбачевский, и темпы развития легочно-сосудистой болезни при функционально единственном желудочке сердца / , , // Дет. болезни сердца и сосудовN 4. — C. 44-50.

Закрытая баллонная атриосептостомия под ультразвуковым контролем в дооперационной интенсивной терапии новорожденных с простой транспозицией магистральных артерий / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 71-76.

Ильин, стратегия неонатальной кардиохирургии / // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии– N 5. — C. 32-36.

Интенсивная терапия у новорожденных и грудных детей после анатомической коррекции транспозиции магистральных артерий / , , , // Анестезиология и реаниматологияN 3. — C. 51-56.

Ионова, исходы при врожденных пороках развития. 15. Аномалия верхней полой вены / , , // Пренатальная диагностикаN 4. — C. 257-260.

Камалов, аспекты лучевой диагностики врожденных пороков сердца у новорожденных и детей раннего возраста / , , // Казан. мед. журн– N 1. — C. 78-80.

Кардиологическая помощь новорожденным детям с врожденными пороками сердца в условиях Кемеровского областного перинатального центра / , , , // Актуальные вопросы охраны материнства и детства : материалы науч.-практ. конф, посвящ. 25-летию Детской гор. клин. больницы №5 и 10-летию Обл. перинат. центра. — Кемерово, 2005. — C. 95-Мать и Дитя в Кузбассе. Спецвып. № 2)

Коррекция врожденных пороков сердца в периоде новорожденности / [и др.] // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии– N 3. — C. 9-13.

Критические врожденные пороки сердца периода новорожденности / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 48-50.

Медиаторы воспалительной реакции при хирургическом лечении сложных врожденных пороков сердца в условиях искусственного кровообращения у новорожденных и грудных детей / [и др.] // Анестезиология и реаниматологияN 3. — C. 34-38.

Миролюбов, диагностики врожденных пороков сердца у новорожденных как резерв снижения младенческой смертности / , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 59-62.

Молокович, эхокардиографических показателей у детей с задержкой внутриутробного развития при врожденных пороках сердца / , , // Казан. мед. журн– N 6. — C. 417-420.

Недоношенные дети с открытым артериальным протоком: клинико-диагностический алгоритм и тактика лечения / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 5. — C. 47-54.

Некоторые аспекты медицинской помощи новорожденным и детям раннего возраста с врожденными пороками сердца / , , и др. // Дет. больница– N 2. — C. 13-18.

Обструктивные поражения дуги аорты в сочетании с дефектом межжелудочковой перегородки у новорожденных: эмбриология, классификации, хирургическая тактика / , , , // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 31-36 .

Одномоментная коррекция аномалии Тауссиг-Бинга в сочетании с гипоплазией дуги аорты / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 3. — C. 63-64.

Одномоментная коррекция врожденных пороков сердца и сопутствующей патологии дуги аорты у новорожденных и детей первого года жизни / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 54-60.

Одномоментная коррекция перерыва дуги аорты и дефекта межжелудочковой перегородки, сочетавшихся с умеренной гипоплазией восходящей аорты и правого желудочка / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 4. — C. 70-73.

Операция Мюллера в лечении сложных врожденных пороков сердца / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 44-46.

Опыт применения простагландинов при пороках сердца у новорожденных / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 6. — C. 69-70.

Опыт хирургического лечения ишемической дисфункции митрального клапана при синдроме Бланда-Уайта-Гарланда у детей раннего возраста / , , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 29-34.

Особенности и тактика ведения новорожденных и грудных детей с врожденными пороками сердца и усиленным легочным кровотоком в раннем послеоперационном периоде / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 5. — C. 39-43.

Отхождение правой легочной артерии от восходящей аорты с дефектом межпресердной перегородки / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 77-80.

Первый опыт выполнения операции двунаправленного кавопульмонального анастомоза без искусственного кровообращения при хирургическом лечении сложных врожденных пороков сердца / [и др.] // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургияN 6. — C. 4-6.

Первый опыт применения закрытых систем для санации трахеи (Cathy) у детей с синдромом острого повреждения легких и высокой легочной гипертензией после кардиохирургических вмешательств / [и др.] // Дет. болезни сердца и сосудовN 3. — C. 42-46.

Поддержание легочного и системного кровотоков методом стентирования открытого артериального протока у новорожденных и детей первого года жизни с дуктус-зависимыми врожденными пороками сердца / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 4. — C. 49-54.

Полуторажелудочковая коррекция изолированной гипоплазии правого желудочка с добавочной левосторонней верхней полой веной, дренирующейся в коронарный синус / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 77-79.

Пролонгированная открытая стернотомия после кардиохирургических вмешательств у новорожденных и младенцев / , , и др. // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургия– N 1. — C. 16-20.

Разумовский, значимый открытый артериальный проток у новорожденных с низкой массой тела: взгляд хирурга / , , // Вопр. Практ. педиатрииN 1. — С. 27-32.

Раяпов, мозгового кровотока у новорожденных и детей первого года жизни с врожденными пороками сердца методом транскраниальной допплерографии / // Груд. и сердеч.-сосуд. хирургия– N 4. — C. 59-62.

Результаты хирургического лечения новорожденных с врожденными пороками сердца (транспозиция магистральных артерий, атрезия легочной артерии с дефектом межжелудочковой перегородки), диагностированными пренатально / , , и др. // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 47-50.

Рогова, , диагностика и показания к хирургическому лечению коарктации аорты у новорожденных и грудных детей / , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 1. — C. 48-54.

Сердечно-сосудистые заболевания у новорожденных: кардиологические и хирургические проблемы / , , и др. // Вестн. РАМН– N 12. — C. 77-80.

Соколов, параметры у детей в норме и при ВПС / , // Ультразвуковая и функциональная диагностикаN 3. — C. 124.

Ступаков, организации специализированной помощи детям с врожденными пороками сердца и сосудов (ВПСИС) / , // Пробл. управления здравоохранением– N 5. — C. 39-42.

Сурапова, пороки сердца с обеденным легочным кровотоком у плода / , // Дет. болезни сердца и сосудовN 6. — C. 36-41.

Тактика ведения детей с врожденными пороками сердца в периоде новорожденности / , , , // Актуальные вопросы охраны материнства и детства : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию Детской гор. Клин. больницы №5 и 10-летию Обл. перинат. центра. — Кемерово, 2005. — C. 94-Мать и Дитя в Кузбассе. Спецвып. № 2).

Туманян, аспекты неонатальной кардиологии — организация и преемственность служб / , , // Мед. кафедра– N 2. — C. 24-31.

Центр детской кардиохирургии и хирургии новорожденных детей // Патология кровообращения и кардиохирургия– N 2. — C. 3-12.

Шарыкин, межпредсердной перегородки и открытое овальное окно — диагностика и тактика лечения / // Рос. вестн. перинатологии и педиатрииN 4. — C. 26-33.

Шаталов, К. В. Cor triatriatum — подходы к хирургическому лечению / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 2. — C. 4-14.

Шихранов, диагностика и хирургическое лечение врожденных пороков сердца / , , // Дет. болезни сердца и сосудов– N 5. — C. 21-27.

Экстренное разведение грудины в комплексной интенсивной терапии острой сердечной недостаточности после коррекции врожденного порока сердца у младенцев / , , и др. // Анестезиология и реаниматология– N 3. — C. 61-63.

& К сведению медицинских работников

Необходимую литературу Вы можете получить в Кемеровской областной научной медицинской библиотеке по адресу:

* 650991 ГСП-1 г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22;

http://www. kuzdrav. ru/medlib

¾ с 8 –18; суббота — 9-17;

выходной день — воскресенье.

Копии документов можно сделать в Кемеровской ОНМБ. Кроме того, работают МБА и электронная доставка документов (можно заказать документы из фондов Кемеровской ОНМБ и Центральной научной медицинской библиотеки, г. Москва).

Использованные источники: pandia.ru

Статьи по теме