Актуальность темы пороки сердца у детей

1. Актуальность темы.

Анализ показателей, которые характеризуют состояние здоровья населения, свидетельствует о сохранении высокого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, которая занимает первое место среди причин смертности всего населения в развитых странах. Поэтому понятной является заинтересованность общества на протяжении последних трех десятилетий в повышении качества предоставления помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, среди которых пороки сердца занимают одно из главных мест. Порок митрального клапана наблюдают в 70-75% больных, поражения аортального – в 8-10%, трехстворчатого – в 6-8% больных. Сочетанную патологию митрального и аортального клапанов отмечают у 10-14% пациентов с клапанной болезнью. Вследствие „одряхления” населения увеличились количество больных с дегенеративными поражениями клапанов сердца и венечного русла. Так называемую дегенеративную болезнь клапанного аппарата, или болезнь Менкеберга (патологическое обызвествление клапанов), наблюдают почти у каждого третьего пациента.

В последние годы существенно повысился уровень предоставления помощи больным с клапанной болезнью сердца, а ее качество в нашей стране приблизилось к мировым показателям. Однако распространенность сердечно-сосудистых заболеваний предопределяет необходимость всестороннего совершенствования предоставления квалифицированной помощи населению, которое нуждается в повышении уровня знаний медицинских специалистов, начиная из первичного медицинского звена – семейного врача.

2. Конкретные цели:

1. Изучить этиологические факторы наиболее часто встречающихся приобретенных пороков сердца у взрослого населения.

2. Усвоить типичную клиническую картину приобретенных пороков сердца.

3. Овладеть методами диагностики заболеваний сердца.

4. Научиться обосновывать и формулировать предварительный диагноз больным с приобретенными пороками сердца.

5. Научиться составлять план обследования, анализировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования пациентов с приобретенными пороками сердца и усвоить тактику их ведения.

6. Изучить методы проведения профилактики и реабилитации больных с приобретенными пороками сердца.

Использованные источники: studfiles.net

Какие виды врожденных пороков сердца у детей бывают и чем это грозит

С врожденными пороками сердца у детей врачи и родители сталкиваются в первые месяцы жизни малыша.

При несвоевременно выявленной аномалии и отсутствии должного лечения шансы на выживание у новорожденного невелики.

Поэтому важно знать, почему возникает патология и как ее можно диагностировать.

Актуальность проблемы

Дети с врожденными пороками сердца (ВПС) в последние годы встречаются всё чаще. Поэтому отмечается тенденция к увеличению заинтересованности врачей в выявлении отклонений строения сердечно-сосудистой системы на этапе внутриутробного развития плода. Это продиктовано 5 пунктами:

  1. Высокий процент смертности при поздней диагностике и лечении.
  2. Невозможность оказания своевременного хирургического вмешательства у детей, рожденных в небольших городах и поселках.
  3. Снижение качества жизни ребенка.
  4. Дорогостоящее хирургическое лечение.
  5. Ранняя инвалидизация пациентов.

С учетом таких данных для беременных предусмотрен целый комплекс скрининговых исследований, позволяющий на самых ранних этапах выявить патологию.

Что представляет собой проблема

Врожденные пороки сердца у детей – структурные или функциональные аномалии сердечно-сосудистой системы, которые возникают в результате нарушений процессов эмбрионального развития.

Они являются самыми распространенными среди кардиологических заболеваний у малышей.

Из всей этой когорты больных лишь 10–15% достигают совершеннолетия без хирургической коррекции.

Врачи условно подразделяют все ВПС на 2 большие группы:

  1. Белые (без синюшности кожных покровов).
  2. Синие.

Первая группа классифицируется следующим образом:

  1. С шунтированием крови слева направо (создание дополнительного пути):
  • дефект межпредсердной перегородки (ДМПП);
  • синдром Лютембаше;
  • дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП);
  • коронарная артериовенозная фистула;
  • открытый артериальный (Боталлов) проток.
  1. Без дополнительного шунта:
  • стеноз устья аорты;
  • коарктация аорты;
  • аномалия трехстворчатого клапана Эбштейна;
  • идиопатическое расширение ствола легочной артерии.

Синие ВПС бывают 2 видов:

  1. С увеличенным легочным кровотоком:
  • транспозиция крупных сосудов;
  • единый желудочек.
  1. С неизмененной или уменьшенной скоростью тока крови по легочной артерии:
  • тетрада, триада Фалло;
  • стеноз устья легочной артерии.

Такая классификация весьма условна, так как на поздних стадиях заболевания клинические проявления у различных пороков схожи.

В кардиологии существует термин – малые аномалии сердца. Они не являются ВПС и не требуют агрессивного лечения при их обнаружении.

Почему появляются

Точной причины возникновения хромосомных мутаций не известно.

Однако известен ряд факторов, способных повлиять на нормальное течение формирования сердечно-сосудистой системы плода.

  1. Экзогенные:
  • радиоактивное облучение;
  • профессиональные вредности;
  • неблагоприятные условия окружающей среды;
  • большие дозы рентгеновского излучения.
  1. Материнские:
  • употребление больших доз алкоголя и его суррогатов;
  • курение;
  • прием некоторых лекарственных препаратов: амфетамины, противосудорожные, прогестагены, антибиотики;
  • ревматическая атака с формированием порока сердца;
  • генетическая предрасположенность;
  • вирусные инфекции на ранних сроках беременности – корь, ветрянка, краснуха;
  • сильный токсикоз;
  • угроза прерывания беременности;
  • эндокринные нарушения;
  • пожилой возраст.
  1. Плодные:
  • гипоксия;
  • внутриутробная инфекция;
  • задержка развития;
  • другие генные мутации (синдром Дауна, Марфана, Элерса-Данло, Гунтера).

Чаще всего имеет место многофакторное воздействие на протяжении всей беременности, что обеспечивает тяжесть сформированного порока.

Что происходит в сердце при аномалиях его развития

Морфологические и функциональные изменения сердца и сосудов прогрессируют по мере роста ребенка.

Обусловлены они 5 основными механизмами, последовательно сменяющими друг друга:

  1. Появление и увеличение легочного сосудистого сопротивления току крови. Этот процесс называется гипертензией. Чем она выше, тем хуже прогноз и больше риск внезапной смерти. На этом этапе появляется цианоз.
  2. По мере увеличения нагрузки на сердце его мышечная масса компенсаторно нарастает. Возникает гипертрофия миокарда. Это приводит к временной адаптации сердечно-сосудистой системы к повышенным нагрузкам.
  3. Переход компенсаторной гипертрофии в патологическую. Итогом таких изменений становится нарушение энергообеспечения сердца. Развивается его дистрофия, сопровождающаяся разрастанием соединительной ткани.
  4. Изменение состава крови с появлением эритроцитоза (увеличение количества красных телец и гемоглобина).
  5. Кислородное голодание всех органов, систем и тканей организма. Развитие инфекционных и тромбоэмболических осложнений.

Скорость описанных изменений зависит от конкретного порока и его тяжести.

Клинические признаки патологии

Симптомы заболевания у грудного ребенка обусловлены как самим врожденным отклонением, так и его осложнениями. Основные признаки следующие.

Цианоз (синюшность). При небольшой степени аномалии появляется изменение цвета кожного покрова в области носогубного треугольника, кончиков пальцев во время плача, при попытке сходить в туалет, перевернуться, поднять голову. Если порок имеет большую степень, то цианоз постоянный. Усиливается при малейшей попытке движения.

Это интересно: Цианоз имеет различные оттенки, позволяющие врачу заподозрить тот или иной ВПС. Так, голубоватый цвет свидетельствует о тетраде Фалло, единственном желудочке.

Малиновый оттенок кожа приобретает при стенозе легочной артерии, аномалии Эбштейна. Фиолетовый цианоз бывает при полной транспозиции магистральных сосудов.

  1. Обильные срыгивания.
  2. Снижение веса либо плохая прибавка.
  3. Одышка.
  4. Вялость, гиподинамия.
  5. Отставание в физическом развитии.

У детей более старшего возраста отмечаются (с 3–4 лет):

  • болевые ощущения или дискомфорт в области сердца, за грудиной;
  • головокружения;
  • плохая переносимость физических нагрузок;
  • предобморочные и обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • отечность ног, рук, лица;
  • сердцебиение;
  • плохое усвоение полученного материала в школе, детских садах.

Ребенок с ВПС подвержен частым ОРЗ, пневмониям. У некоторых пациентов с патологией «синего типа» выявляется длительное субфебрильное повышение температуры тела без видимых причин. На фоне перечисленных постоянно беспокоящих жалоб изменяется психическое состояние ребенка. Он становится замкнутым, закрытым, капризным. Возможно появление бессонницы.

Выраженность конкретных симптомов зависит от возраста пациента и вида патологии.

Как можно обнаружить заболевание

Диагностика ВПС у ребенка начинается с первых дней жизни. Включает процедура несколько этапов:

  1. Выявление всех жалоб, которые предъявляет мама касательно малыша.
  2. Анамнез. В обязательном порядке выясняется подробно течение беременности, наличие предшествующего рождения мертвого плода, генетические аномалии ближайших кровных родственников. Большое значение имеет установление врожденного порока или малой аномалии развития сердца у старших детей.
  3. Физикальный осмотр новорожденного, включающий в обязательном порядке измерение ростовых и весовых показателей, а также соответствие их возрастным нормам.
  4. Лабораторные анализы.
  5. Инструментальные методы обследования.

Во время проведения физикального осмотра заподозрить ВПС врачу позволяют 5 критериев:

  • цианоз;
  • кахексия или сниженная масса тела малыша;
  • учащенная/редкая частота сердечных сокращений, дыхательных движений;
  • наличие патологических шумов и тонов при аускультации сердца;
  • пастозность/отечность ручек, ножек, лица (оценивают путем надавливания на выступающие части кости).

По полученным результатам кардиолог намечает дальнейшие необходимые процедуры.

Из лабораторных анализов наибольшее значение имеют:

  • генетические исследования;
  • общий анализ крови (эритроцитоз, гипергемоглобинемия, изменение цветового показателя и времени свертывания крови);
  • биохимические тесты;
  • цитогенетические исследования;
  • определение кислотно-основного состояния крови;
  • иммунологические тесты;
  • общий анализ мочи.

Дополнительное инструментальное обследование позволяет определить вид порока, его степень, наличие осложнений. К нему относят:

  • УЗИ сердца;
  • рентгенографию органов грудной клетки в прямой и левой боковой проекциях;
  • ЭКГ в 12-ти стандартных отведениях;
  • пробы с дозированной физической нагрузкой показаны детям старше 5 лет;
  • суточное мониторирование ЭКГ;
  • катетеризация полостей сердца;
  • ангиокардиография;
  • биопсия сердца;
  • электофизиологическое исследование (ЭФИ);
  • пульсоксиметрия;
  • ЯМР.

Перечень процедур подбирает индивидуально лечащий врач в зависимости от возраста пациента, характера ВПС для определения дальнейшей тактики ведения.

Принципы терапии

Стоить отметить, что лечение любого ВПС со средней и тяжелой степенью выраженности только хирургическое.

Экстренность или плановость необходимой операции диктуется самочувствием малыша и данными лабораторно-инструментальных методов обследования.

Дети с ВПС небольшой степени и минимальными клиническими проявлениями подлежат динамическому контролю.

Такой группе пациентов назначается метаболическая терапия с целью улучшения питания сердечной мышцы, других органов и систем.

Из общих рекомендаций показано:

  • отказ от тяжелых физических нагрузок;
  • уменьшение стрессовых ситуаций;
  • лечебная гимнастика;
  • сбалансированное питание;
  • здоровый сон;
  • нормализация массы тела;
  • лечение хронических заболеваний.

Степень физического и умственного, психического развития детей с ВПС может отличаться от сверстников, что также учитывается при подборе медикаментозной терапии.

Пациентам с легкими степенями патологии при резком ухудшении самочувствия показано проведение экстренного хирургического лечения.

Операции при врожденных пороках проводятся 2 путями:

  • трансторакально – на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения и гипотермии;
  • чрескожно во время ангиографического исследования.

Доступ и объем хирургического вмешательства определяется кардиохирургом.

После операции необходима реабилитация ребенка в специализированных отделениях. В дальнейшем пациента наблюдают вплоть до наступления совершеннолетия.

Появление врожденного порока сердца у детей – признак генетических мутаций, возникающих по различным причинам. Предупреждать их возникновение значительно легче, нежели лечить.

Поэтому забота о здоровье малыша должна начинаться с этапа планирования беременности и на всем ее протяжении.

Использованные источники: vseoserdce.ru

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Врожденные пороки сердца являются одной из распространенных аномалий развития, они составляют 30 % от числа всех пороков. По данным ВОЗ, среди новорожденных количество детей с врожденными пороками сердца составляет около 1 %. В Украине ежегодно рождается 4,5-6 тыс. детей с патологией сердца. Чрезвычайно важной является своевременная диагностика этой патологии и проведение соответствующей хирургической коррекции. Если последняя не проводится, то на 1-м году жизни умирает около 55 % детей с врожденными пороками сердца, а к 5-летнему возрасту — 85 %. Следовательно, тяжелое течение заболевания, возникновение необратимых осложнений, инвалидизирующих ребенка, высокая смертность определяют актуальность раннего выявления врожденных пороков сердца, точной топической диагностики и своевременного хирургического лечения.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину самых распространенных врожденных пороков сердца у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

1.Выбрать из данных анамнеза сведений, свидетельстующих о наличии у ребенка врожденного порока сердца.

1. Собрать и оценить жалобы и данные анамнеза (кафедра пропедевтической педиатрии).

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска.

2. Определить необходимый объем и последовательность методов обследования: физических, лабораторных, инструментальных (кафедра пропедевтической педиатрии).

3. Выявить самые информативные признаки врожденного порока сердца при объективном обследовании ребенка (обзор, пальпация, перкуссия и аускультация) и лабораторно-инструментальном исследовании.

Проводить физическое обследование (кафедра пропедевтической педиатрии), оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований (кафедра пропедевтической педиатрии, рентгенологии).

4. Определить общие принципы лечения и реабилитационных мероприятий.

4. Применять средства патогенетической и симптоматической терапии:

диетотерапии (кафедра пропедевтической педиатрии);

медикаментозной (кафедра фармакологии).

5. Применять деонтологические навыки общения с ребенком и его родителями.

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.

Задания для проверки исходного уровня.

У ребенка 2-х лет врач заподозрил врожденный порок сердца. Что не является характерным для анамнеза жизни этого ребенка?

А. Инспираторная одышка с рождения.

B. Нормальная масса тела ребенка при рождении.

C. Недостаточная прибавка массы тела на первом году жизни.

D. Стойкий систолический шум в сердце.

E. Склонность к респираторным заболеваниям.

У ребенка 5 лет отмечается неотложное состояние с развитием сердечной недостаточности. Какое исследование имеет наибольшее диагностическое значение у этого ребенка?

У ребенка 8 месяцев с врожденным пороком сердца с обеднением малого круга кровообращения тетрада Фалло выполнен общий анализ крови. Врач выявил полицитемию. Какие изменения были выявлены?

Количество лейкоцитов 12,0 Г/л.

Количество лейкоцитов 5,0 Г/л.

Уровень СОЕ 10 мм/час.

Уровень гемоглобина 200 г/л.

Количество эозинофилов 4 %.

У ребенка 12 лет с врожденным пороком сердца дефект межпредсердной перегородки жалоб нет. При осмотре врач не нашел признаков недостаточности кровообращения. Какую группу врачебных препаратов необходимо назначить в этом случае?

Задание № 1. А. Задание № 2. С. Задание № 3. D.

Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб.: «Издательство Фолиант», 2001.-С.382-482.

Методика непосредственного исследования ребенка.-Донецк, 1998.-С.34-38.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.76-82.

Практикум з пропедевтичної педіатрії з доглядом за дітьми / За ред. В.Г. Майданника та К.Д. Дуки.- К.: «Знання України», 2002.- С.99-128.

Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- C.145-162, 358-386.

Содержание обучения в соответствии с целями.

1. Этиология врожденных пороков сердца.

2. Классификация врожденных пороков сердца.

3. Клинико-инструментальные диагностические особенности основных врожденных пороков сердца у детей.

4. Осложнения при врожденных пороках сердца.

5. Лечебная тактика при врожденных пороков сердца у детей.

6. Терапия неотложных состояний (сердечной недостаточности, гипоксемических приступов).

7. Диспансерное наблюдение детей с врожденными пороками сердца.

8. Прогноз при врожденных пороков сердца у детей.

Граф логической структуры темы

врожденные пороки сердца у детей».

(См. приложение 1).

Дитячі хвороби / Сідельников В.М., Бережний В.В., Рєзник Б.Я. та ін.; За ред. В.М. Сідельникова і В.В. Бережного.-К.: Здоров’я, 1999.- С.310-342.

Майданник В.Г. Педиатрия.-Харьков: Фолио, 2002.-С.162-186.

Медицина дитинства /Андрущук А.А., Аряєв М.Л., Бабко С.О. та ін.; За ред. П.С. Мощича: у 4 томах, Т.4, кн. 1.- К.: Здоров’я, 1999.- С. 157-233.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С. 366-380.

Шабалов Н.П. Детские болезни.- С.Пб.: Издательство “Питер”, 2000.- С. 559-576.

Белозеров Ю.М. Детская кардиология. – М.:Медпресс-информ. – 2004. – 600с.

Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2-х том.- М.:Медицина, 1987.- 928 с.

Волосовець О.П., Савво В.М., Кривопустов С.П. Вибрані питання дитячої кардіоревматології – Х.: «ТНЦ», 2006 – 256 с.

Мощич П.С., Сидельников В.М., Кривченя Д.Ю. Кардиология детского возраста.-К.:Здоровье, 1986.- 550 с.

Накази МОЗ України «Про удосконалення амбулаторно-поліклінічної допомоги дітям в Україні», «Про удосконалення організації медичної допомоги дітям підліткового віку», та по протоколах за спеціальностями «педіатрія» та ін. МОЗ України. – Київ, 2005 р. – 414 с.

Неотложные состояния в педиатрии. Под ред. В.М.Сидельникова. К.: Здоровье, 1994. – 601 с.

Ориентированная основа действия (ООД).

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

(См. приложение 2).

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Ребенок, 3 года, с врожденным пороком сердца тетрада Фалло в фазе первичной адаптации. Какое осложнение в анамнезе не типично для этого ребенка?

А. Гипоксемические приступы.

B. Частые респираторные заболевания.

D. Относительная анемия.

E. Отставание в психосоматическом развитии.

У ребенка 7 лет с гипертензией заподозрен врожденный порок сердца коарктация аорты. Какой результат исследования будет наиболее информативным для установления диагноза?

А. Повышение в моче уровня альдостерона.

B. Нормальное содержание в моче 17-кетостероидов.

C. Артериальное давление на ногах ниже, чем на руках.

D. Снижение в моче уровня катехоламинов.

E. Артериальное давление на ногах выше, чем на руках.

У ребенка 2-х месяцев границы сердца расширены влево, II тон усилен над легочной артерией непрерывный, систолодиастолический шум машинного характера в II-III межреберьи слева у края грудины, который проводится на сосуды шеи. Частота сердечных сокращений — 150 ударов в минуту. Артериальное давление — 105/30 мм рт. ст. На ЭКГ — признаки гипертрофии левого желудочка. Какой врожденный порок сердца наиболее вероятен?

Открытый артериальный проток.

Дефект межжелудочковой перегородки.

Дефект межпредсердной перегородки.

Открытый атриовентрикулярный канал.

У шестимесячного ребенка диагностирован одышечно-цианотический приступ на фоне врожденного порока сердца тетрады Фалло. Два предыдущих приступа проходили самостоятельно в течение 10-15 минут. Дача кислорода через маску неэффективна. Врач скорой помощи должен немедленно на фоне кислородной терапии ввести:

Задание № 1. В. Задание № 2. В. Задание № 3. А.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии

В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на самые информативные признаки заболевания. Куратор докладывает общие принципы лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждения привлекаются другие студенты. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценка знаний студентов.

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

Клинико-лабораторные признаки воспаления

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шум над большими сосудами

Шум в III-IV межреберье у левого края грудины

Шум на верхушке сердца

Шум над легочной артерией

II тон над легочной артерией

6 – недостаточность митрального клапана

8 – недостаточность аортального клапана

открытый артериальный проток

дефект межжелудочковой перегородки

дефект межпредсердной перегородки

Примечание. Для окончательно установления диагноза показано проведение Эхо-кардиографии.

1 – дефект межжелудочковой перегородки 6 – недостаточность митрального клапана

2 — дефект межпредсердной перегородки 7 – митральный стеноз

3 – открытый артериальный проток 8 – недостаточность аортального клапана

4 – тетрада Фалло 9 – синдром Эйзенменгера

5 – коарктация аорты 10 — миокардит

ЮВЕНИЛЬНЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

И РЕАКТИВНЫЙ АРТРИТ У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Ювенильный ревматоидный артрит — это заболевание или группа заболеваний с хроническим поражением соединительной ткани. В течение последних 10-15 лет наблюдается значительное увеличение частоты диффузных заболеваний соединительной ткани как у взрослых, так и у детей. Эти заболевания имеют тяжелое, в большинстве случаев прогрессирующее течение, в нетипичных случаях их тяжело диагностировать. Лечение таких больных является сложным заданием, поскольку заболевания характеризуются тяжелыми поражениями органов и систем. Во многих случаях эти болезни приводят к инвалидности детей. Своевременная диагностика, комплексное этапное лечение значительно улучшают прогноз.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину ювенильного ревматоидного артрита и реактивных артритов у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

Использованные источники: refdb.ru

Структура и факторы риска развития декомпенсации при дефекте межжелудочковой перегородки у детей

Актуальность проблемы врожденных пороков сердца у детей. Причины развития дефекта межжелудочковой перегородки (ДМЖП), его последствия. Изучение распространенности патологии. Определение факторов риска неблагоприятного течения заболевания у детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Частота выявления врожденных пороков сердца у новорожденных детей. Сущность, классификация и симптомы дефектов межжелудочковой перегородки (ДМЖП). Особенности гемодинамики при ДМЖП. Методы диагностики заболевания, его хирургическое лечение и прогноз.

презентация [2,7 M], добавлен 08.02.2014

Этиология и причины возникновения врожденных пороков сердца (дефект межжелудочковой перегородки). Клиническая характеристика больного с данной болезнью. ЛФК при хирургических вмешательствах по поводу врожденных пороков сердца. Санаторно-курортное лечение.

контрольная работа [31,4 K], добавлен 05.06.2010

Возникновение врожденных пороков у детей в связи с особенностями внутриутробного формирования сердца и циркуляции крови эмбриона к органам и материнской плаценте. Система кровообращения новорожденного ребенка. Дефект межжелудочной перегородки сердца.

презентация [1,3 M], добавлен 24.12.2012

Рентгенологические признаки врожденного порока сердца. Пример патологической тени сердца при врожденном пороке развития. Основные симптомы коарктации аорты. Открытый артериальный проток. Компоненты тетрады Фалло. Дефект межжелудочковой перегородки.

презентация [1,5 M], добавлен 04.10.2014

Жалобы больного при поступлении и при осмотре. Характеристика системы органов дыхания и кровообращения. Состояние системы органов пищеварения. Постановка предварительного диагноза: дефекта межжелудочковой перегородки. Необходимость оперативного лечения.

история болезни [26,3 K], добавлен 20.12.2010

Действие алкоголя на женскую репродуктивную систему. Последствия приема алкоголя во время беременности. Изучение врожденных пороков развития детей как следствия алкоголизма родителей: умственной отсталости, водянки головного мозга, шизофрении, эпилепсии.

презентация [8,6 M], добавлен 17.05.2017

Причины врожденных пороков сердечно-сосудистой системы. Терапевтическое и хирургическое лечение стенокардитического синдрома и инфаркта миокарда. Исследование связи ВПС с полом. Дефект межпредсердной и межжелудочковой перегородки. Синдром гипоплазии.

презентация [918,1 K], добавлен 10.05.2016

Эпидемиология и распространенность врожденных пороков сердца. Основные причины развития, патогенетические аспекты и классификация заболевания. Исследование клинической картины, осложнений, особенностей диагностики и лечения врожденных пороков сердца.

реферат [80,5 K], добавлен 17.01.2014

Четыре компонента повреждения сердца, составляющие тетраду Фалло: подаортальный дефект межжелудочковой перегородки, обструкция выхода из правого желудочка, гипертрофия его миокарда. Диагностика данной патологии на основе рентгенографии грудной клетки.

презентация [1,3 M], добавлен 21.04.2016

Образование дефектов межпредсердной и межжелудочковой перегородок. Патофизиология, клиника и диагностика. Применение катетеризации сердца и ангиокардиографии. Течение заболевания и его осложнения. Оперативное, медикаментозное лечение и их результаты.

реферат [16,4 K], добавлен 28.02.2009

Использованные источники: revolution.allbest.ru

1. Актуальность темы.

Анализ показателей, которые характеризуют состояние здоровья населения, свидетельствует о сохранении высокого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, которая занимает первое место среди причин смертности всего населения в развитых странах. Поэтому понятной является заинтересованность общества на протяжении последних трех десятилетий в повышении качества предоставления помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, среди которых пороки сердца занимают одно из главных мест. Порок митрального клапана наблюдают в 70-75% больных, поражения аортального – в 8-10%, трехстворчатого – в 6-8% больных. Сочетанную патологию митрального и аортального клапанов отмечают у 10-14% пациентов с клапанной болезнью. Вследствие „одряхления” населения увеличились количество больных с дегенеративными поражениями клапанов сердца и венечного русла. Так называемую дегенеративную болезнь клапанного аппарата, или болезнь Менкеберга (патологическое обызвествление клапанов), наблюдают почти у каждого третьего пациента.

В последние годы существенно повысился уровень предоставления помощи больным с клапанной болезнью сердца, а ее качество в нашей стране приблизилось к мировым показателям. Однако распространенность сердечно-сосудистых заболеваний предопределяет необходимость всестороннего совершенствования предоставления квалифицированной помощи населению, которое нуждается в повышении уровня знаний медицинских специалистов, начиная из первичного медицинского звена – семейного врача.

2. Конкретные цели:

1. Изучить этиологические факторы наиболее часто встречающихся приобретенных пороков сердца у взрослого населения.

2. Усвоить типичную клиническую картину приобретенных пороков сердца.

3. Овладеть методами диагностики заболеваний сердца.

4. Научиться обосновывать и формулировать предварительный диагноз больным с приобретенными пороками сердца.

5. Научиться составлять план обследования, анализировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования пациентов с приобретенными пороками сердца и усвоить тактику их ведения.

6. Изучить методы проведения профилактики и реабилитации больных с приобретенными пороками сердца.

Использованные источники: studfiles.net

Статьи по теме