Пороки сердца детей актуальность темы

Методическая разработка


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедра поликлинической педиатрии

заведующий кафедрой поликлинической

д.м.н., профессор Н.А. Федько

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Детские болезни»

со студентами V курса специальности лечебное дело

Занятие № 5 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности кровообращения плода. Анатомические особенности сердца и сосудов. Частота пульса и артериального давления у детей. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца у детей. Принципы классификации. Клиническая и параклиническая диагностика. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению. Работа в кабинете кардиолога в поликлинике».

Обсуждена на заседании кафедры

Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Галимовой О.И.

«______»_______________ 20 _г.

Ставрополь, 2013 г.

Занятие № 5 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности кровообращения плода. Анатомические особенности сердца и сосудов. Частота пульса и артериального давления у детей. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца у детей. Принципы классификации. Клиническая и параклиническая диагностика. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению. Работа в кабинете кардиолога в поликлинике».

^ 2. Актуальность темы (мотивация).

Формирование сердечно-сосудистой системы ребенка проходит несколько этапов. Возрастные различия откладывают свой отпечаток на течение патологических процессов, в корне отличая их от таковых у взрослых людей. В связи, с чем необходимо отметить важность знания особенностей сердечно-сосудистой системы у детей в различные возрастные периоды.

У новорожденных детей в странах европейского континента частота врожденных пороков сердца (ВПС) составляет 0,8 %. В нашей стране каждый год в среднем рождается от 40 до 45 тысяч детей с ВПС. Около 60 – 70 % из них, если не проведено хирургическое лечение, погибают в течение первого года жизни. В связи с чем профилактика, ранняя диагностика, адекватная коррекция ВПС весьма актуальна.

^ 3. Учебные и воспитательные цели.

3.1. Общая цель : ознакомиться с анатомическими и функциональными особенностями сердечно — сосудистой системы у детей в различные возрастные периоды. На основе лекционного материала и самостоятельной подготовки изучить особенности гемодинамики и клинические характеристики ВПС. Освоить дифференциально-диагностический алгоритм ВПС с различной гемодинамикой. Ознакомиться с показаниями для оперативной коррекции ВПС.

^ 3.2.Частные цели (задачи).

Студент должен знать:

-Особенности эмбриогенеза сердечно-сосудистой системы.

-Основные этапы кровообращения плода и новорожденного.

-Анатомические особенности сердца и сосудов в различные возрастные периоды.

-Основные возрастные константы сердечной деятельности.

-Основные клинические проявления сердечно-сосудистой патологии.

— Ознакомиться с частотой встречаемости ВПС в популяции.

— Знать основные причины формирования ВПС.

— Изучить классификацию ВПС.

— Изучить особенности гемодинамики ВПС с обогащением малого круга кровообращения.

— Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением малого круга кровообращения.

— Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением большого круга кровообращения.

— Знать сходные клинические характеристики определения групп ВПС.

— Знать основные методы обследования для подтверждения наличия у ребенка ВПС.

— Знать основные шумовые характеристики отдельных ВПС при аускультации.

— Знать основные показания для оперативного лечения ВПС.

— Знать план экстренных мероприятий при лечении гипоксемического приступа.

— Уметь перкутировать границы относительной сердечной тупости.

— Уметь проводить аускультацию сердца по точкам проекции клапанов и крупных сосудов.

Методами обследования ребенка с патологией сердечно- сосудистой системы: сбор анамнеза, осмотр, перкуссия сердца, аускультация сердца, подсчет частоты сердечных сокращений, оценка пульса и артериального давления.

Провести дифференциальную диагностику заболеваний, протекающих с поражением сердечно-сосудистой системы.

^ 4. Схема интегративных связей.

При подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов биологии, гистологии, физиологии, патофизиологии, патанатомии и объединить их с настоящим материалом.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов.

5.1. Формулировка вопроса:

    1. Сроки и особенности формирования сердечно-сосудистой системы в эмбриональный период.
    2. Особенности кровообращения плода.
    3. Кровообращение новорожденного.
    4. Анатомические особенности сердца и сосудов.
    5. Частота пульса у детей.
    6. Особенности измерения артериального давления у детей, показатели АД в различные возрастные периоды.
    7. Особенности сбора анамнеза, осмотра у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
    8. Границы относительной сердечной тупости у детей различного возраста, особенности их определения.
    9. Особенности аускультативных данных у детей младшего возраста.

10.Функциональные и органические шумы, их дифференциальная характеристика.

11.Особенности аускультации сосудов.

12.Методы обследования сердечно-сосудистой системы: лабораторные, инструментальные.

13.Синдромы основных поражений сердца: аритмии, воспалительные заболевания сердца, врожденные и приобретенные пороки сердца.

14.Синдром сердечной недостаточности.

15.Какова частота встречаемости ВПС среди населения?

16. В какие сроки внутриутробного периода формируются ВПС?

17. Какие факторы способствуют формированию ВПС?

18. На какие группы по нарушению гемодинамики подразделяются ВПС в классификации Мардера?

19. Какие пороки включены в группу с обогащением малого круга кровообращения?

20. Какие пороки включены в группу с обеднением малого круга кровообращения?

21. Какие пороки включены в группу с обеднением большого круга кровообращения?

22.Укажите основные гемодинамические характеристики отдельных ВПС (ОАП, ДМПП, ДМЖП, тетрады Фалло, корктация аорты)?

  1. «Детские болезни» под редакцией А.А. Баранова, М., 2007г.
  2. Лекции по педиатрии. М.В.Эрман, 2001 Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 2001
  3. Пропедевтика детских болезней. Под редакцией ак. РАМН А.А. Баранова, 1998.
  4. Лекции по педиатрии. М.В. Эрман, 2001.
  5. Детские болезни. А.В. Шабалов, 2001.
  6. Кардиология детского возраста, Киев, 1986.
  7. Врожденные пороки сердца, А.О. Мутафьян, 2001.
  8. Непосредственное исследование здорового и больного ребенка: методические рекомендации для студентов.-С.Ставрополь.Изд.: СГМА, 1999
  9. Зернов Н.Г., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: руководство для врачей.- Л.: Медицина, 1984.
  10. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: Справочник /Козлова С.И., Семанова Е.Н., Демикова Н.С., Блинникова О.Е.- Л.: Медицина, 1987.- 320 с.
  11. Лекции по кардиологии детского возраста. И.В. Леонтьева, Москва, 2005, 535 с.
  12. Белоконь Н.А. Неревматические кардиты у детей. М.: Медицина, 1984. 221 с.
  13. Моисеев В.С. Кардиомиопатии и миокардиты (достижения и переспективы) // Кардиология, 1996.8:74-84
  14. Белозеров Ю.М. Кардиология и ревматология детского возраста. М.: Медпрактика- М, 2004. С. 228-332
  15. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. Мю: Медицина, 1987.
  16. Секреты педиатрии. Ричард А. Полин, Марк Ф. Дитмар. С-П., Невский диалект, 1999, 783 с.
  17. Справочник педиатра. В.О. Быков, Л.И. Марочкина, Ставрополь, 1999.

Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта, легочный ствол), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма: доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям, удаление и выделение углекислоты и других продуктов обмена из организма.

Сердечно-сосудистая система начинает закладываться на 2 – 3 неделе внутриутробного периода. К концу 1 месяца начинается, а в течение 2 месяца продолжается формирование обоих половин сердца. В конце 4 недели начинают формироваться межпредсердная и межжелудочковая перегородки. На 7 неделе рядом с первичной межпредсердной перегородкой формируется вторичная, прекрывающая первичное овальное отверстие таким образом, что ток крови становиться возможным только в одном направлении – из правого предсердия в левое. Клапанный аппарат сердца возникает после образования перегородок. С конца 5 недели начинает функционировать первичная система кровообращения эмбриона.

Кровообращение плода имеет хориальный тип и является автономным по отношении к кровообращению матери. Оксигинированная кровь по пупочной вене попадает к плоду , где направляется к печени. Перед вхождением в нее через широкий и короткий венозный (аранциев) проток отдает существенную часть крови в нижнюю полую вену, а затем соединяется с воротной веной. Пройдя через печень, смешанная кровь через нижнюю полую вену попадает в правое предсердие, а затем через овальное окно в левое предсердие, левый желудочек и по аорте в большой круг кровообращения. Другая часть смешанной крови из нижней полой вены попадает через правое предсердие в правый желудочек и по легочному стволу направляется к легким. Через артериальный проток, соединяющий легочную артерию с аортой, большая часть крови сбрасывается в большой круг кровообращения. Кровь нисходящей аорты, отдавшая кислород, по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть хориальных ворсинок плаценты.

При рождении происходит перестройка кровообращения:

  • прекращается плацентарное кровообращение;
  • закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации;
  • в полном объеме включается сосудистое русло малого круга кровообращения;
  • из-за увеличения потребности в кислороде нарастают сердечные выброс и системное сосудистое давление.

Сердце у новорожденного относительно велико, правый и левый желудочек относительно равны. Предсердия и магистральные сосуды имеют несколько большие размеры по сравнению с желудочками. Увеличение массы и объема сердца наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни и подростковом возрасте – от 12 до 14 лет, а также от 17 до 20 лет. Отделы сердца увеличиваются неравномерно, более интенсивно до 2 лет растут предсердия, с 2 до 10 лет – все сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки. До 6 лет форма сердца шарообразная. До 2 – 3 лет сердце расположено горизонтально. Границы сердца у детей сравнивают с возрастными нормами по группам: до 2 лет, от 2 до 7 лет, с 7 до 12 лет.

Миокард у новорожденного представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга. Слабо выражены продольная фибрильность и поперечная исчерченность. До 2 лет происходит редукция мышечных волокон и увеличение диаметра проводящих моноцитов. К 7 – 8 годам происходит окончательная тканевая дифференцировка сердца. К 14 – 15 годам заканчивается развитие гистологических структур проводящей системы сердца.

До 4-летнего возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем частично связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и могут появиться синусовая аримия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями.

Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенные, мышечные и эластические волокна в них развиты недостаточно. С возрастом у детей растет систолическое давление, диастолическое имеет только тенденцию к повышению. К 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых.

Анатомически сердце новорожденного расположено более краниально, чем у детей старшего возраста, что частично обусловлено более высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца лежит почти горизонтально. Форма сердца шарообразная. По мере роста ребенка (грудной возраст) происходит поворот сердца справа налево и вниз, что приводит к постепенному изменению границ сердца.

^ Границы относительной сердечной тупости при перкуссии

Использованные источники: medznate.ru

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Врожденные пороки сердца являются одной из распространенных аномалий развития, они составляют 30 % от числа всех пороков. По данным ВОЗ, среди новорожденных количество детей с врожденными пороками сердца составляет около 1 %. В Украине ежегодно рождается 4,5-6 тыс. детей с патологией сердца. Чрезвычайно важной является своевременная диагностика этой патологии и проведение соответствующей хирургической коррекции. Если последняя не проводится, то на 1-м году жизни умирает около 55 % детей с врожденными пороками сердца, а к 5-летнему возрасту — 85 %. Следовательно, тяжелое течение заболевания, возникновение необратимых осложнений, инвалидизирующих ребенка, высокая смертность определяют актуальность раннего выявления врожденных пороков сердца, точной топической диагностики и своевременного хирургического лечения.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину самых распространенных врожденных пороков сердца у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

1.Выбрать из данных анамнеза сведений, свидетельстующих о наличии у ребенка врожденного порока сердца.

1. Собрать и оценить жалобы и данные анамнеза (кафедра пропедевтической педиатрии).

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска.

2. Определить необходимый объем и последовательность методов обследования: физических, лабораторных, инструментальных (кафедра пропедевтической педиатрии).

3. Выявить самые информативные признаки врожденного порока сердца при объективном обследовании ребенка (обзор, пальпация, перкуссия и аускультация) и лабораторно-инструментальном исследовании.

Проводить физическое обследование (кафедра пропедевтической педиатрии), оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований (кафедра пропедевтической педиатрии, рентгенологии).

4. Определить общие принципы лечения и реабилитационных мероприятий.

4. Применять средства патогенетической и симптоматической терапии:

диетотерапии (кафедра пропедевтической педиатрии);

медикаментозной (кафедра фармакологии).

5. Применять деонтологические навыки общения с ребенком и его родителями.

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.

Задания для проверки исходного уровня.

У ребенка 2-х лет врач заподозрил врожденный порок сердца. Что не является характерным для анамнеза жизни этого ребенка?

А. Инспираторная одышка с рождения.

B. Нормальная масса тела ребенка при рождении.

C. Недостаточная прибавка массы тела на первом году жизни.

D. Стойкий систолический шум в сердце.

E. Склонность к респираторным заболеваниям.

У ребенка 5 лет отмечается неотложное состояние с развитием сердечной недостаточности. Какое исследование имеет наибольшее диагностическое значение у этого ребенка?

У ребенка 8 месяцев с врожденным пороком сердца с обеднением малого круга кровообращения тетрада Фалло выполнен общий анализ крови. Врач выявил полицитемию. Какие изменения были выявлены?

Количество лейкоцитов 12,0 Г/л.

Количество лейкоцитов 5,0 Г/л.

Уровень СОЕ 10 мм/час.

Уровень гемоглобина 200 г/л.

Количество эозинофилов 4 %.

У ребенка 12 лет с врожденным пороком сердца дефект межпредсердной перегородки жалоб нет. При осмотре врач не нашел признаков недостаточности кровообращения. Какую группу врачебных препаратов необходимо назначить в этом случае?

Задание № 1. А. Задание № 2. С. Задание № 3. D.

Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб.: «Издательство Фолиант», 2001.-С.382-482.

Методика непосредственного исследования ребенка.-Донецк, 1998.-С.34-38.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.76-82.

Практикум з пропедевтичної педіатрії з доглядом за дітьми / За ред. В.Г. Майданника та К.Д. Дуки.- К.: «Знання України», 2002.- С.99-128.

Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- C.145-162, 358-386.

Содержание обучения в соответствии с целями.

1. Этиология врожденных пороков сердца.

2. Классификация врожденных пороков сердца.

3. Клинико-инструментальные диагностические особенности основных врожденных пороков сердца у детей.

4. Осложнения при врожденных пороках сердца.

5. Лечебная тактика при врожденных пороков сердца у детей.

6. Терапия неотложных состояний (сердечной недостаточности, гипоксемических приступов).

7. Диспансерное наблюдение детей с врожденными пороками сердца.

8. Прогноз при врожденных пороков сердца у детей.

Граф логической структуры темы

врожденные пороки сердца у детей».

(См. приложение 1).

Дитячі хвороби / Сідельников В.М., Бережний В.В., Рєзник Б.Я. та ін.; За ред. В.М. Сідельникова і В.В. Бережного.-К.: Здоров’я, 1999.- С.310-342.

Майданник В.Г. Педиатрия.-Харьков: Фолио, 2002.-С.162-186.

Медицина дитинства /Андрущук А.А., Аряєв М.Л., Бабко С.О. та ін.; За ред. П.С. Мощича: у 4 томах, Т.4, кн. 1.- К.: Здоров’я, 1999.- С. 157-233.

Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С. 366-380.

Шабалов Н.П. Детские болезни.- С.Пб.: Издательство “Питер”, 2000.- С. 559-576.

Белозеров Ю.М. Детская кардиология. – М.:Медпресс-информ. – 2004. – 600с.

Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2-х том.- М.:Медицина, 1987.- 928 с.

Волосовець О.П., Савво В.М., Кривопустов С.П. Вибрані питання дитячої кардіоревматології – Х.: «ТНЦ», 2006 – 256 с.

Мощич П.С., Сидельников В.М., Кривченя Д.Ю. Кардиология детского возраста.-К.:Здоровье, 1986.- 550 с.

Накази МОЗ України «Про удосконалення амбулаторно-поліклінічної допомоги дітям в Україні», «Про удосконалення організації медичної допомоги дітям підліткового віку», та по протоколах за спеціальностями «педіатрія» та ін. МОЗ України. – Київ, 2005 р. – 414 с.

Неотложные состояния в педиатрии. Под ред. В.М.Сидельникова. К.: Здоровье, 1994. – 601 с.

Ориентированная основа действия (ООД).

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

(См. приложение 2).

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Ребенок, 3 года, с врожденным пороком сердца тетрада Фалло в фазе первичной адаптации. Какое осложнение в анамнезе не типично для этого ребенка?

А. Гипоксемические приступы.

B. Частые респираторные заболевания.

D. Относительная анемия.

E. Отставание в психосоматическом развитии.

У ребенка 7 лет с гипертензией заподозрен врожденный порок сердца коарктация аорты. Какой результат исследования будет наиболее информативным для установления диагноза?

А. Повышение в моче уровня альдостерона.

B. Нормальное содержание в моче 17-кетостероидов.

C. Артериальное давление на ногах ниже, чем на руках.

D. Снижение в моче уровня катехоламинов.

E. Артериальное давление на ногах выше, чем на руках.

У ребенка 2-х месяцев границы сердца расширены влево, II тон усилен над легочной артерией непрерывный, систолодиастолический шум машинного характера в II-III межреберьи слева у края грудины, который проводится на сосуды шеи. Частота сердечных сокращений — 150 ударов в минуту. Артериальное давление — 105/30 мм рт. ст. На ЭКГ — признаки гипертрофии левого желудочка. Какой врожденный порок сердца наиболее вероятен?

Открытый артериальный проток.

Дефект межжелудочковой перегородки.

Дефект межпредсердной перегородки.

Открытый атриовентрикулярный канал.

У шестимесячного ребенка диагностирован одышечно-цианотический приступ на фоне врожденного порока сердца тетрады Фалло. Два предыдущих приступа проходили самостоятельно в течение 10-15 минут. Дача кислорода через маску неэффективна. Врач скорой помощи должен немедленно на фоне кислородной терапии ввести:

Задание № 1. В. Задание № 2. В. Задание № 3. А.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии

В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на самые информативные признаки заболевания. Куратор докладывает общие принципы лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждения привлекаются другие студенты. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценка знаний студентов.

Диагностический алгоритм «Шум в сердце».

Клинико-лабораторные признаки воспаления

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шум над большими сосудами

Шум в III-IV межреберье у левого края грудины

Шум на верхушке сердца

Шум над легочной артерией

II тон над легочной артерией

6 – недостаточность митрального клапана

8 – недостаточность аортального клапана

открытый артериальный проток

дефект межжелудочковой перегородки

дефект межпредсердной перегородки

Примечание. Для окончательно установления диагноза показано проведение Эхо-кардиографии.

1 – дефект межжелудочковой перегородки 6 – недостаточность митрального клапана

2 — дефект межпредсердной перегородки 7 – митральный стеноз

3 – открытый артериальный проток 8 – недостаточность аортального клапана

4 – тетрада Фалло 9 – синдром Эйзенменгера

5 – коарктация аорты 10 — миокардит

ЮВЕНИЛЬНЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

И РЕАКТИВНЫЙ АРТРИТ У ДЕТЕЙ

Актуальность темы. Ювенильный ревматоидный артрит — это заболевание или группа заболеваний с хроническим поражением соединительной ткани. В течение последних 10-15 лет наблюдается значительное увеличение частоты диффузных заболеваний соединительной ткани как у взрослых, так и у детей. Эти заболевания имеют тяжелое, в большинстве случаев прогрессирующее течение, в нетипичных случаях их тяжело диагностировать. Лечение таких больных является сложным заданием, поскольку заболевания характеризуются тяжелыми поражениями органов и систем. Во многих случаях эти болезни приводят к инвалидности детей. Своевременная диагностика, комплексное этапное лечение значительно улучшают прогноз.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину ювенильного ревматоидного артрита и реактивных артритов у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.

Исходный уровень знаний-умений

Использованные источники: refdb.ru

1. Актуальность темы.

Анализ показателей, которые характеризуют состояние здоровья населения, свидетельствует о сохранении высокого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, которая занимает первое место среди причин смертности всего населения в развитых странах. Поэтому понятной является заинтересованность общества на протяжении последних трех десятилетий в повышении качества предоставления помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, среди которых пороки сердца занимают одно из главных мест. Порок митрального клапана наблюдают в 70-75% больных, поражения аортального – в 8-10%, трехстворчатого – в 6-8% больных. Сочетанную патологию митрального и аортального клапанов отмечают у 10-14% пациентов с клапанной болезнью. Вследствие „одряхления” населения увеличились количество больных с дегенеративными поражениями клапанов сердца и венечного русла. Так называемую дегенеративную болезнь клапанного аппарата, или болезнь Менкеберга (патологическое обызвествление клапанов), наблюдают почти у каждого третьего пациента.

В последние годы существенно повысился уровень предоставления помощи больным с клапанной болезнью сердца, а ее качество в нашей стране приблизилось к мировым показателям. Однако распространенность сердечно-сосудистых заболеваний предопределяет необходимость всестороннего совершенствования предоставления квалифицированной помощи населению, которое нуждается в повышении уровня знаний медицинских специалистов, начиная из первичного медицинского звена – семейного врача.

2. Конкретные цели:

1. Изучить этиологические факторы наиболее часто встречающихся приобретенных пороков сердца у взрослого населения.

2. Усвоить типичную клиническую картину приобретенных пороков сердца.

3. Овладеть методами диагностики заболеваний сердца.

4. Научиться обосновывать и формулировать предварительный диагноз больным с приобретенными пороками сердца.

5. Научиться составлять план обследования, анализировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования пациентов с приобретенными пороками сердца и усвоить тактику их ведения.

6. Изучить методы проведения профилактики и реабилитации больных с приобретенными пороками сердца.

Использованные источники: studfiles.net

Методическая разработка


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедра поликлинической педиатрии

заведующий кафедрой поликлинической

д.м.н., профессор Н.А. Федько

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Детские болезни»

со студентами V курса специальности лечебное дело

Занятие № 5 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности кровообращения плода. Анатомические особенности сердца и сосудов. Частота пульса и артериального давления у детей. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца у детей. Принципы классификации. Клиническая и параклиническая диагностика. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению. Работа в кабинете кардиолога в поликлинике».

Обсуждена на заседании кафедры

Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Галимовой О.И.

«______»_______________ 20 _г.

Ставрополь, 2013 г.

Занятие № 5 «АФО сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности кровообращения плода. Анатомические особенности сердца и сосудов. Частота пульса и артериального давления у детей. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца у детей. Принципы классификации. Клиническая и параклиническая диагностика. Консервативное лечение и показания к оперативному лечению. Работа в кабинете кардиолога в поликлинике».

^ 2. Актуальность темы (мотивация).

Формирование сердечно-сосудистой системы ребенка проходит несколько этапов. Возрастные различия откладывают свой отпечаток на течение патологических процессов, в корне отличая их от таковых у взрослых людей. В связи, с чем необходимо отметить важность знания особенностей сердечно-сосудистой системы у детей в различные возрастные периоды.

У новорожденных детей в странах европейского континента частота врожденных пороков сердца (ВПС) составляет 0,8 %. В нашей стране каждый год в среднем рождается от 40 до 45 тысяч детей с ВПС. Около 60 – 70 % из них, если не проведено хирургическое лечение, погибают в течение первого года жизни. В связи с чем профилактика, ранняя диагностика, адекватная коррекция ВПС весьма актуальна.

^ 3. Учебные и воспитательные цели.

3.1. Общая цель : ознакомиться с анатомическими и функциональными особенностями сердечно — сосудистой системы у детей в различные возрастные периоды. На основе лекционного материала и самостоятельной подготовки изучить особенности гемодинамики и клинические характеристики ВПС. Освоить дифференциально-диагностический алгоритм ВПС с различной гемодинамикой. Ознакомиться с показаниями для оперативной коррекции ВПС.

^ 3.2.Частные цели (задачи).

Студент должен знать:

-Особенности эмбриогенеза сердечно-сосудистой системы.

-Основные этапы кровообращения плода и новорожденного.

-Анатомические особенности сердца и сосудов в различные возрастные периоды.

-Основные возрастные константы сердечной деятельности.

-Основные клинические проявления сердечно-сосудистой патологии.

— Ознакомиться с частотой встречаемости ВПС в популяции.

— Знать основные причины формирования ВПС.

— Изучить классификацию ВПС.

— Изучить особенности гемодинамики ВПС с обогащением малого круга кровообращения.

— Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением малого круга кровообращения.

— Изучить особенности гемодинамики ВПС с обеднением большого круга кровообращения.

— Знать сходные клинические характеристики определения групп ВПС.

— Знать основные методы обследования для подтверждения наличия у ребенка ВПС.

— Знать основные шумовые характеристики отдельных ВПС при аускультации.

— Знать основные показания для оперативного лечения ВПС.

— Знать план экстренных мероприятий при лечении гипоксемического приступа.

— Уметь перкутировать границы относительной сердечной тупости.

— Уметь проводить аускультацию сердца по точкам проекции клапанов и крупных сосудов.

Методами обследования ребенка с патологией сердечно- сосудистой системы: сбор анамнеза, осмотр, перкуссия сердца, аускультация сердца, подсчет частоты сердечных сокращений, оценка пульса и артериального давления.

Провести дифференциальную диагностику заболеваний, протекающих с поражением сердечно-сосудистой системы.

^ 4. Схема интегративных связей.

При подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов биологии, гистологии, физиологии, патофизиологии, патанатомии и объединить их с настоящим материалом.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов.

5.1. Формулировка вопроса:

    1. Сроки и особенности формирования сердечно-сосудистой системы в эмбриональный период.
    2. Особенности кровообращения плода.
    3. Кровообращение новорожденного.
    4. Анатомические особенности сердца и сосудов.
    5. Частота пульса у детей.
    6. Особенности измерения артериального давления у детей, показатели АД в различные возрастные периоды.
    7. Особенности сбора анамнеза, осмотра у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
    8. Границы относительной сердечной тупости у детей различного возраста, особенности их определения.
    9. Особенности аускультативных данных у детей младшего возраста.

10.Функциональные и органические шумы, их дифференциальная характеристика.

11.Особенности аускультации сосудов.

12.Методы обследования сердечно-сосудистой системы: лабораторные, инструментальные.

13.Синдромы основных поражений сердца: аритмии, воспалительные заболевания сердца, врожденные и приобретенные пороки сердца.

14.Синдром сердечной недостаточности.

15.Какова частота встречаемости ВПС среди населения?

16. В какие сроки внутриутробного периода формируются ВПС?

17. Какие факторы способствуют формированию ВПС?

18. На какие группы по нарушению гемодинамики подразделяются ВПС в классификации Мардера?

19. Какие пороки включены в группу с обогащением малого круга кровообращения?

20. Какие пороки включены в группу с обеднением малого круга кровообращения?

21. Какие пороки включены в группу с обеднением большого круга кровообращения?

22.Укажите основные гемодинамические характеристики отдельных ВПС (ОАП, ДМПП, ДМЖП, тетрады Фалло, корктация аорты)?

  1. «Детские болезни» под редакцией А.А. Баранова, М., 2007г.
  2. Лекции по педиатрии. М.В.Эрман, 2001 Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 2001
  3. Пропедевтика детских болезней. Под редакцией ак. РАМН А.А. Баранова, 1998.
  4. Лекции по педиатрии. М.В. Эрман, 2001.
  5. Детские болезни. А.В. Шабалов, 2001.
  6. Кардиология детского возраста, Киев, 1986.
  7. Врожденные пороки сердца, А.О. Мутафьян, 2001.
  8. Непосредственное исследование здорового и больного ребенка: методические рекомендации для студентов.-С.Ставрополь.Изд.: СГМА, 1999
  9. Зернов Н.Г., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: руководство для врачей.- Л.: Медицина, 1984.
  10. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: Справочник /Козлова С.И., Семанова Е.Н., Демикова Н.С., Блинникова О.Е.- Л.: Медицина, 1987.- 320 с.
  11. Лекции по кардиологии детского возраста. И.В. Леонтьева, Москва, 2005, 535 с.
  12. Белоконь Н.А. Неревматические кардиты у детей. М.: Медицина, 1984. 221 с.
  13. Моисеев В.С. Кардиомиопатии и миокардиты (достижения и переспективы) // Кардиология, 1996.8:74-84
  14. Белозеров Ю.М. Кардиология и ревматология детского возраста. М.: Медпрактика- М, 2004. С. 228-332
  15. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. Мю: Медицина, 1987.
  16. Секреты педиатрии. Ричард А. Полин, Марк Ф. Дитмар. С-П., Невский диалект, 1999, 783 с.
  17. Справочник педиатра. В.О. Быков, Л.И. Марочкина, Ставрополь, 1999.

Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта, легочный ствол), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма: доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям, удаление и выделение углекислоты и других продуктов обмена из организма.

Сердечно-сосудистая система начинает закладываться на 2 – 3 неделе внутриутробного периода. К концу 1 месяца начинается, а в течение 2 месяца продолжается формирование обоих половин сердца. В конце 4 недели начинают формироваться межпредсердная и межжелудочковая перегородки. На 7 неделе рядом с первичной межпредсердной перегородкой формируется вторичная, прекрывающая первичное овальное отверстие таким образом, что ток крови становиться возможным только в одном направлении – из правого предсердия в левое. Клапанный аппарат сердца возникает после образования перегородок. С конца 5 недели начинает функционировать первичная система кровообращения эмбриона.

Кровообращение плода имеет хориальный тип и является автономным по отношении к кровообращению матери. Оксигинированная кровь по пупочной вене попадает к плоду , где направляется к печени. Перед вхождением в нее через широкий и короткий венозный (аранциев) проток отдает существенную часть крови в нижнюю полую вену, а затем соединяется с воротной веной. Пройдя через печень, смешанная кровь через нижнюю полую вену попадает в правое предсердие, а затем через овальное окно в левое предсердие, левый желудочек и по аорте в большой круг кровообращения. Другая часть смешанной крови из нижней полой вены попадает через правое предсердие в правый желудочек и по легочному стволу направляется к легким. Через артериальный проток, соединяющий легочную артерию с аортой, большая часть крови сбрасывается в большой круг кровообращения. Кровь нисходящей аорты, отдавшая кислород, по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть хориальных ворсинок плаценты.

При рождении происходит перестройка кровообращения:

  • прекращается плацентарное кровообращение;
  • закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации;
  • в полном объеме включается сосудистое русло малого круга кровообращения;
  • из-за увеличения потребности в кислороде нарастают сердечные выброс и системное сосудистое давление.

Сердце у новорожденного относительно велико, правый и левый желудочек относительно равны. Предсердия и магистральные сосуды имеют несколько большие размеры по сравнению с желудочками. Увеличение массы и объема сердца наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни и подростковом возрасте – от 12 до 14 лет, а также от 17 до 20 лет. Отделы сердца увеличиваются неравномерно, более интенсивно до 2 лет растут предсердия, с 2 до 10 лет – все сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки. До 6 лет форма сердца шарообразная. До 2 – 3 лет сердце расположено горизонтально. Границы сердца у детей сравнивают с возрастными нормами по группам: до 2 лет, от 2 до 7 лет, с 7 до 12 лет.

Миокард у новорожденного представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга. Слабо выражены продольная фибрильность и поперечная исчерченность. До 2 лет происходит редукция мышечных волокон и увеличение диаметра проводящих моноцитов. К 7 – 8 годам происходит окончательная тканевая дифференцировка сердца. К 14 – 15 годам заканчивается развитие гистологических структур проводящей системы сердца.

До 4-летнего возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем частично связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и могут появиться синусовая аримия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями.

Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенные, мышечные и эластические волокна в них развиты недостаточно. С возрастом у детей растет систолическое давление, диастолическое имеет только тенденцию к повышению. К 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых.

Анатомически сердце новорожденного расположено более краниально, чем у детей старшего возраста, что частично обусловлено более высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца лежит почти горизонтально. Форма сердца шарообразная. По мере роста ребенка (грудной возраст) происходит поворот сердца справа налево и вниз, что приводит к постепенному изменению границ сердца.

^ Границы относительной сердечной тупости при перкуссии

Использованные источники: medznate.ru

Статьи по теме