Что делать, если ребенок невнимательный Задания на внимательность для детей

Невнимательность в школе как бороться

Когда нужно срочно принимать меры по развитию детского внимания:

  • если учитель вам жалуется, что ваш ученик постоянно отвлекается, мешает заниматься другим детям;
  • если вам кажется, что у ребенка плохая память, потому что любая информация словно проходит мимо его ушей;
  • если он испытывает трудности с пониманием домашнего задания.

Как помочь ребенку стать внимательным? Внимание, как и большинство других мыслительных способностей, развивается в детском возрасте. Недостаточное развитие внимания мешает успеваемости, общению с людьми. Это проблема не только хороших оценок, но и вообще возможности реализовать себя, ведь невнимательность будет мешать ребенку в решении важных задач, достижении целей.

  1. Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности.
  2. Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему.
  3. Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания.
  4. 7 советов родителям невнимательного ребенка.

Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности

Когда детская невнимательность очевидна, родители списывают ее на лень, отсутствие способностей к учебе. Возможно, вы удивитесь, но по результатам опроса около 30% школьников заявили, что учиться дома им мешают…родители! Так что, дорогие мамы и папы, вам будет полезно знать, почему же дети на самом деле становятся невнимательными.

А причины такие:

  • Нет мотивации. Значит, вы забыли привить малышу интерес к учебе. Если ученик не получает ни удовольствия, ни морального удовлетворения от того, что делает, он не будет уделять этому делу должное внимание.
  • Школьник слишком загружен. Всестороннее развитие — это замечательно. Но если из-за плотного графика развивающих занятий у малыша не остается времени на отдых, игры, прочие детские дела, возникают проблемы.
  • У ребенка такой темперамент (тип нервной системы). Нарушение концентрации особенно часто наблюдается у гиперактивных детей, так как они не способны долго усидеть на месте.
  • Медлительность как результат дефицита внимания. Несмотря на усидчивость, основательность, медлительные малыши все же очень рассеянны, плохо запоминают информацию.
  • Слабое здоровье. Врачи, психологи настоятельно рекомендуют параллельно интеллектуальному развитию детей активно заниматься его физическим развитием. Физические нагрузки закаляют, тренируют выносливость, способствуют активации мыслительных процессов.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему

Теперь нужно присмотреться, как именно проявляется детская невнимательность, поскольку внимание измеряется по нескольким параметрам:

  • объем;
  • концентрация;
  • устойчивость;
  • распределение.

Объем — это способность удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов. Для дошкольника 5-7 лет нормально замечать 3-5 предметов. В старшем возрасте объем внимания развивается до 7 объектов. Определить объем несложно: разложите на столе перед малышом несколько игрушек (карточек с картинками, цифрами, других вещей). Предложите внимательно посмотреть на них нескольких секунд, а затем накройте эти предметы. Объем внимания ребенка будет соответствовать количеству названных вещей со стола.

Концентрация — способность целиком сосредоточиться на занятии (объекте), не обращая внимания на отвлекающие факторы. Например, школьник не успел сделать письменную работу на уроке, но спокойно продолжает писать, когда другие ученики уже перешли к устным занятиям. Уровень концентрации в норме. Если же ребенок из-за каждой мелочи теряет мысль, отвлекается, начинает делать ошибки, у него есть проблемы с вниманием.

Устойчивость — еще один критерий, связанный с концентрацией на объекте/занятии. Но устойчивость внимания измеряется тем, сколько времени ученик способен заниматься делом, сосредоточенно исследовать предмет изучения. Это важное качество, которое помогает детям продуктивно работать на уроках. Без него ребенку невозможно усидеть на месте, трудно решить сложную задачу или довести до конца хоть какое-то дело.

Распределение — способность полноценно уделять внимание одновременно нескольким занятиям/объектам. Умение направить свое внимание на выполнение сразу двух-трех дел называется многозадачностью. Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач. Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи.

Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания

  1. Спорт. Некоторые спортивные игры тренируют концентрацию. С их помощью можно откорректировать внимание ребенка.
  2. Тренировки внимания в обыденных условиях. Вы можете использовать игры, простые жизненные ситуации для тренировки концентрации. Учите малыша обращать внимание на окружающие вещи, рассматривать их детально, сравнивать предметы между собой. Проявив фантазию, вы найдете много способов развития этой познавательной способности.
  3. Обучение, развивающие курсы. Любые учебные, творческие, интеллектуальные задачи требуют внимания. Однако существует особый вид занятий, где когнитивные способности тренируются более эффективно. Это курсы быстрого счета (Школа ментальной арифметики Соробан®).
Читайте также:  Онкоскрининги полости рта становятся доступными для краснотурьинцев

Как работает метод Соробан®? Занятия ментальным счетом развивают ментальные функции мозга. Внимание — одна из этих функций. Регулярные тренировки позволяют добиться высокого уровня концентрации. Во время работы с числами ребенку необходимо быть максимально сосредоточенным, поскольку нужно одновременно удерживать в зоне внимания счеты абакус, условие задачи, выполняемое действие и готовый ответ. Такой результат достигается благодаря развитию внимания в комплексе с феноменальной зрительной памятью, способностью к быстрой обработке информации.

7 советов родителям невнимательного ребенка

  1. Всячески поощряйте самостоятельность. Давайте малышу задания под его личную ответственность. Без вмешательства и подсказок родителей он быстрее научится быть собранным, концентрироваться на поставленных задачах.
  2. Создайте удобное, спокойное рабочее место. Уголок для занятий должен быть организован таким образом, чтобы настраивать на учебу, а не отвлекать от нее. Правильная организация учебного пространства — это отсутствие в зоне видимости игрушек, гаджетов, ярких плакатов, источников шума.
  3. Помогите оптимизировать обучение. Следите, чтобы ученик имел возможность отдохнуть после школы, чередовал умственную и физическую занятость, имел свободное время, которое мог бы тратить на свои увлечения, общение с друзьями, игры.
  4. Не перегибайте палку в учебных нагрузках и развитии. Как бы вам ни хотелось вырастить гения, нельзя забывать, что школьнику и без дополнительных занятий приходится много работать. Переутомление негативно сказывается не только на внимании, но и на других когнитивных способностях ребенка, усвоении материала.
  5. Чередуйте разные виды деятельности. Переключение внимания полезно для его тренировки. Особенно полезно такое средство в обучении гиперактивных учеников.
  6. Не критикуйте. Постоянные замечания по поводу невнимательности, рассеянности расстроят ребенка. Он начнет переживать, а от этого вообще не сможет сконцентрироваться.
  7. Развивайте интерес к занятиям. Ищите курсы, занятия, где используются неординарные методы преподавания. И помните, что лучший вид развивающей деятельности для детей — это игры.

Что делать, если ребенок рассеянный и невнимательный

Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.
Читайте также:  Синдром Дауна признаки, причины, статистика

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

  • Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
  • Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
  • Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными. В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
  • Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
  • Следить за питанием ребенка. Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
  • Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
  • Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.
Читайте также:  Вегапрат – инструкция по применению, отзывы, цена, аналоги таблеток

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира. Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.

Ошибки из-за невнимательности. Как бороться?

И задам вопрос. А вам так принципиально, чтобы он был отличником и писал все контрольные только на пятерки? По мне так на чистые пятерки могут учиться только спокойные девочки без особых интересов вне школы (кстати, не факт, что это хорошо, сама такая была, сейчас понимаю, насколько бедна была моя жизнь без кружков, детских и молодежных компаний, имела довольно серьезный пробел в социальном развитии, при этом работаю примерно так же, как и ударники, учившиеся со мной, не умнее их). Или дети с некоторыми изменениями психики, с неврозами, когда четверка становится трагедией и часто все заканчивается срывом. И еще — задолбанные родителями, с бесконечными занятиями дети в началке, обычно лет в 12 тоже идет срыв, но по другому механизму, нежели в предыдущем случае.

Имеет ли смысл бороться именно за оценки, если ребенок прекрасно понимает материал, с удовольствием учится и спокойно пишет контрольные на 4.

«По мне так на чистые пятерки могут учиться только спокойные девочки без особых интересов вне школы» — очень странное мнение.

Сын круглый отличник. Вне школы масса интересов, другие оценки воспринимает нормально. В социальном развитии никаких пробелов нет, весёлый и общительный.

Сыну сейчас 9 лет. Другие варианты прочитала, тоже мимо.
У сына в классе 4 круглых отличника. Обычные дети.

«Я других вариантов отличников (круглых, не ударников, не тех, кому 4-3 по контрольной — фигня полная)» — отчего вы думаете, что круглые отличники зациклены на пятёрках? Это ваши личные комплексы.

Надо тренировать не зоркость а внимание.
Упражнений на внимание масса.
http://azps.ru/training/2/trn6.html
http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html
http://tonusmozga.ru/vnimanie-i-vnimatelnost/razvitie-vnimaniya-u-shkolnikov.html

У меня дома возможно остался файл с упражнениями на развитие внимание, который нам учитель присылала, если найду — я вам напишу.

зачем показывать и приглядываться? не надо ойкать. пусть пример проговаривает!
0-0=0
5-4=1
0-0=0
0-0=0
8-8=0
и не важно что это очевидно, пока он проговаривает он себя слышит.

таких детей ооочень много, но когда они начинают проговаривать, то перестают делать глупые ошибки, тк сами себя слышат

Те же проблемы у дочки — то букву пропустит, то не ту строчку перепишет из учебника, то пример не из того столбика решит.

Внимание, это тоже психический процесс, наравне с мышлением и памятью. И его тоже, оказывается, нужно развивать, чтобы минимизировать ошибки, возникающие из-за невнимательности. А всё кажется — как же так? Ребенок же отлично соображает, почему же он ошибается так глупо?

У меня с детства (сколько себя помню) двоение изображения, т.е. левое и правое изображения сводятся в одно только если я прикладываю усилие к этому. Но это никак на учебе не сказывалось, и читать обожала часами, и училась отлично. Я просто смотрю только на одно изображение (правое — у меня ведущий глаз правый), игнорируя левое.

Только это не мозг вынужден прикладывать усилие по сведению картинки в единую, а мышцы глаз.

ну, так если у вас ведущий глаз правый и вы можете игнорировать левое изображение, то это не наш случай, в нашем случае ведущего глаза нет. Оба глаза сами по себе работают нормально, обычно картинка двоится, почему написала мозг, потому что усилием воли картинка приводится в нормальную, как у всех людей, естественно в этом участвуют глазные нервы, но вы же не скажете, что если вам надо взять ручку, то участвует только рука? Мозг ведь должен послать сигнал руке.

Потом не знаю как у вас(может быть если вы можете исключать один глаз вам как-то проще), но у дочери так: глянула в учебник- сфокусировалась, перевела взгляд на доску или в тетрадь- снова фокусировать. Если она трудится только в одной плоскости может быть и безошибочная работа, если держать напряжение и не отводить взгляд. Читать часами ей невозможно, начинает болеть голова, слезиться глаза и болеть. Обследовались вдоль и поперёк, состоим на учёте, в 18 лет либо операция, либо сказали, что может перерасти, ждём, не так долго осталось.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если прищемил палец руки дверью как защитить себя
палец прищемила дверью машины прищемила сегодня палец дверью от машины, перелома нет, палецдвигается, опух и ноголь посинел у кончика, кровь...
Что делать, если давление скачущее А если повышенное не чувствуется Врачи ответили на вопросы
Что значит артериальное давление 140 на 100, причины, что делать и что принимать чтобы сбить высокие показатели? Еще несколько десятилетий...
Что делать, если деформировался ноготь на пальце руки ВКонтакте
Что делать, если деформировался ноготь на пальце руки Поскольку наши руки постоянно контактируют с окружающей средой, то в силу тех...
Что делать, если рана не заживает
«Мрут как мухи»: история антисептиков, спасших миллионы людей История антисептики (буквально — «противогниения»), то есть системы мероприятий, направленных на обеззараживание...
Adblock detector