Формирование нравственной культуры личности как путь преодоления морально-правового конформизма — Ан

Конформизм

Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

Виды конформизма

Существует несколько классификаций конформизма.

Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

  • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
  • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

  • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
  • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

  • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
  • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
  • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

Примеры конформизма

Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

Вот типичные примеры конформизма.

  • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
  • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
  • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
  • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

Почему люди склоняются к конформизму?

Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

  • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
  • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
  • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

Читайте также:  Декспантенол инструкция по применению, показания и аналоги

Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

  • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
  • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
  • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
  • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

Социальные ответы и нонконформизм

После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие. В свою очередь, преобразование, иначе известное как частное принятие, предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией. Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, социальные установки, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

Нонконформизм может проявляться в форме:

  • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
  • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте критическое мышление и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!

Примеры конформизма

Понятие конформности

Исследования, проведенные психологами, социологами, философами отражают зависимость человеческого поведения, его взглядов, убеждений от той социальной среды, в которой он проживает. В течение всей жизнедеятельности, человек испытывает на себе огромное влияние общества. Оно проявляется в системе коммуникативных связей и взаимоотношений.

Система коммуникации имеет двусторонне воздействие: с одной стороны человек вносит в социальную среду что-то новое, развивает его, а с другой общество формирует человеческую личность, оказывает влияние на его взгляды и убеждения, идеологию и мировоззрение, определяет направленность его поведения. Это отражает конформное поведение индивида в обществе.

Такое поведение складывается в современном обществе очень часто. Человек адаптируется и приспосабливается к среде своего обитания, принимая ее условия и нормы.

Конформное поведение выступает в виде пассивного согласия личности с мнением социального коллектива или его большинства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Примеры конформизма 410 руб.
  • Реферат Примеры конформизма 220 руб.
  • Контрольная работа Примеры конформизма 240 руб.

Человек, находящийся в определенном социальном коллективе, самостоятельно избирает свою линию поведения: он может принять и безоговорочно следовать мнению большинства т.е. быть конформным или же, считать условия и нормы коллектива ошибочными, отрицать их т.е. быть нонконформистом

Факторы развития конформизма

Причинами развития конформизма являются такие параметры:

  1. Половая принадлежность человека – конформизму в большей мере подвергаются представительницы слабого пола, поскольку их социальный статус и социальные роли благоволят этому: женщина выполняет роль матери, жены, домохозяйки, обслуживающего персонала. Она должна прислушиваться к чужому мнению и подчиняться мужчине, следовать его воле;
  2. Возрастной этап развития человека – чаще всего, к конформизму склонны люди в возрасте до 25 лет. Это обусловлено тем, что они еще не обрели своего жизненного опыта и их знаний недостаточно, чтобы считать мнение социума или социальной группы ошибочным. Гораздо проще и беспроблемнее принять его и следовать ему. Кроме того, социальный коллектив не станет прислушиваться к мнению незрелых членов, которые считаются еще недостаточно мудрыми и компетентными в каких-то вопросах, по сравнению со старшими;
  3. Социальный статус и уровень образования человека – если человек занимает в обществе высокое положение, обладает компетентностью и профессионализмом в той деятельности, которая объединяет социальный коллектив, то степень его конформизма будет незначительной, напротив, все будут прислушиваться к его мнению и считать его верным.
Читайте также:  Диета при заболевании почек

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Примеры развития конформизма в обществе

Развитие конформизма происходит под влиянием средств массовой информации. Они являются средством воздействия на общественное мнение, позволяя управлять им, подавлять его или, напротив, развивать в нужном направлении. СМИ удается активно управлять сознанием человека, формируя в нем определенные стереотипы. Общество следить за информацией, указанной в СМИ. Если там происходит угнетение какой-то личности, или напротив ее поддержание, то общество принимает это мнение в качестве верного и следует ему.

Люди верят СМИ и проявляют в их отношении конформность.

Активное развитие конформизм получает в коллективе. Командный дух и трудовая деятельность направляет людей, путем создания иллюзорной действительности: человек верит, что трудится на благо коллектива, помогает достичь общей важной цели и идеи.

Развитие конформизма приводит к потере индивидуальности. Особенно остро эта проблема встает при участие человека в политической деятельности. он является членом какой-то программы, партии, которые занимают приоритетную позицию в его сознании и считаются единственно правильными. Человек уже не может оценить их адекватно, не мыслит критически и не создает свою концепцию развития, а просто следует за имеющейся.

Конформизм в современном обществе является достаточно обширным и развитым явлением. Можно привести большое количество примеров его проявления. В различных степенях и областях деятельности мы все становимся конформистами. При этом, его нельзя считать негативным явлением. Все зависит от определенной ситуации и степен его развития. Часто он оказывает помощь в принятии решений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Конформистское поведение

2.2.3 Конформистское поведение

Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше, поскольку конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, несамостоятельность, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.), зависящим от чужого мнения.[27]

Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность. Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой — к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.

Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая: нежелание слыть белой вороной, поступать так, как поступают другие[28], боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентации, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.

Истоки социального конформизма в России в недавней истории. Долгие годы, в силу существовавшего политического строя образцом советского гражданина была усреднённая личность – «винтик», своеобразный стандарт, основанный на том, что инициатива наказуема. Личные качества человека подавлялись властным авторитетом. Государство осуществляло всеобъемлющую опеку, жестко ликвидируя желание действовать самостоятельно, поступать в соответствии со своими внутренними убеждениями.[29] И до сих пор в нашем обществе ещё наблюдается социальная пассивность, имеющая в своей основе исторический конформизм. Современное российское правосознание, как и правовой дух, сохраняет многие психологические, юридические, идеологические «отметины» советского прошлого, что не позволяет констатировать окончательный ментальный разрыв с социалистической интерпретацией юридизма.[30] Созданная в 30-е годы модель тоталитарной государственности в полной мере отражала патерналистскую ментальную традицию, в соответствии с которой государство функционировало по законам большой патриархальной семьи. Механизм функционирования государственной машины базировался на безоговорочном подчинении власти в лице главы государства. Вместо выражения «царь-батюшка», которое отражало патернализм монархического периода, в лексикон обывателя вошли другие эпитеты: «родная партия», «отец народов» и т.д. С установлением в России тоталитарного режима право было окончательно дискредитировано, законность приобрела декларативный характер, правосудие превратилось в трагическую карикатуру. Конституционный фасад противоречил реальным принципам функционирования властного механизма. На протяжении всей советской истории право являлось по сути антиправом, что обусловило формирование ещё более деформированного правосознания населения. На современном этапе ещё прослеживаются рецидивы деформированного сознания, представляя собой препятствие на пути формирования правового государства и гражданского общества.[31]

Вывод. Ценность пассивного правомерного поведения человека заключается в том, что он сам не нарушает норм права и не разрушает социальные устои общества. Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, реализует в жизнь требования права. Недостаток его выражается в том, что у человека отсутствует твердая и четкая личная установка на соблюдение права. При изменении ситуации (переход поведения окружения от правомерного к неправомерному) возможна аналогичная смена правовой установки с правомерной на неправомерную. При пассивном поведении возможны нарушения предписаний законодательства другими людьми, в том числе и в отношении данного человека, придерживающегося пассивного правомерного поведения, который не станет обращаться в соответствующие органы за защитой своих нарушенных прав.

Читайте также:  Классический гомеопат в Москве

Но, тем не менее, конформистское поведение, как образец правомерного, не является для современного общества желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему.[32]

2.2.4 Маргинальное поведение

Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (маргинальный — находящийся на грани, пограничный).[33] Маргинальное — это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием.[34]

В отечественной общественной науке за последний век в маргинальность как понятие в зависимости от социально-политической и экономической обстановки вкладывался различный смысл. Видные российские марксисты подобную терминологию использовали часто, например, о маргинализме буржуа в своей книге «Политическая экономия рантье» в 1914 г. пишет Н.Н. Бухарин. В СССР это понятие не применялось вплоть до конца 80-х годов. Исключение составляли обращения к проблеме маргинализма в капиталистических странах. Первое советское издание «Философского энциклопедического словаря» (1983 г.), давая определение маргинальности как социологического понятия, утверждало: «В советской литературе понятие «маргинальность» распространения не получило». Хотя, в научно-юридический оборот это понятие было введено впервые профессором В.В. Оксамытным в 1979 г. Сегодня в России, благодаря произошедшим переменам маргинальный статус стал нормой существования значительного числа людей.

Маргинальное поведение основано на мотивах страха ответственности, наказания. Оно характеризуется особым пограничным состоянием личности, обладающей предрасположенностью к совершению правонарушений, но единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания, боязнь осуждения со стороны близких, коллектива, окружения. Маргинальный тип правомерного поведения присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение закона, так как сознает невыгодность его нарушения. Таким образом, оно руководствуется личным расчетом или боязнью наказания, ответственности. Субъект может совершить правонарушение, если уверен в безнаказанности, но действует правомерно, если считает наказание неизбежным. Но в целом данный субъект неодобрительно относится к предписаниям закона, не признает, не уважает его, — лишь подчиняется ему (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, который может наложить штраф за безбилетный проезд). В правовом плане маргинальность характеризуется «промежуточным», переходным состоянием между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой обусловлено как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом.[35] Причинами могут быть нестабильность политико-правовой ситуации, существование необоснованных препятствий и ограничений на определённые виды деятельности, отсутствие во многих случаях четких границ между дозволенным и наказуемым.

Для маргиналов характерна деформация традиций, ценностных установок, социальных и правовых ориентиров. Среди лиц с маргинальными типом поведения принято выделять две группы:

1) группу риска, к которой относятся беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, безработные, безнадзорные несовершеннолетние. Например, в пост перестроечное время и после развала СССР, на территории современной России появилась большая армия мигрантов, беженцев, в основном из Северо-Кавказского региона, из государств Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Корея), из стран бывшего СССР (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан).[36] Все эти люди, лишившись привычных условий существования, не всегда могут сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляют в этой связи неудовлетворенность, агрессивность, апатию, неуверенность в завтрашнем дне. Нелегальные мигранты, находящиеся вне контроля государственных органов страны пребывания, естественно находятся и вне их защиты, становясь тем самым легкой добычей криминалитета. Их готовность к совершению преступлений объясняется и тем, что в их среде очень мало людей, не нарушающих Уголовный кодекс, налоговое, трудовое, миграционное или иное законодательство и давно перешедших грань законопослушности.[37]

Сюда, в эту же группу можно отнести огромное количество людей, оставшихся без работы в результате разразившегося мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. Так же, примыкают к ним лица, получающие мизерную зарплату, потерявшие надежду на помощь общества и государства. Эта категория людей, постоянно балансирующая между правомерным и противоправным состоянием;

2) асоциальную группу, к которой принадлежат бродяги, попрошайки, бомжи, проститутки, бывшие заключенные, не сумевшие адаптироваться к жизни в обществе, лица, страдающие алкогольной, наркологической и токсической зависимостью, беспризорные дети и др. Данная группа отличается асоциальностью и противоправностью поведения, поэтому речь может идти об ответственности этих лиц, а также о комплексе мер для преодоления их маргинального положения.

Вывод. Недостаток такого поведения состоит в том, что его правомерность, как правило обеспечивается страхом наказания. Являясь по своей природе находящимся на грани, при определенных условиях оно становится из правомерного противоправным. Маргинальное поведение характеризуется определённой психологической деформированностью субъекта. Однако психологическая деформированность – это ещё не поведение. Для права безразлично, по каким мотивам не нарушаются нормы права. Так называемое маргинальное поведение – это, в конечном счете, поведение правомерное.

Ссылка на основную публикацию
Фолликулы в яичниках этапы созревания, воспаление, диагностика и лечение
Фолликулы в яичниках. Норма количество в 30-40-50 лет, при беременности, менопаузе, размеры Способность женщины к беременности определяется фолликулами в яичниках,...
Фитнес, остеохондроз, кальций, здоровье позвоночника, диета при остеохондрозе — Фитнес
Университет Некий терапевт с 50-летним стажем как-то заметил: «Когда начинал работать, на участке не было ни одного молодого пациента с...
Фитолизин — купить в аптеке Вита Санкт-Петербург
Фитолизин паста 100 г Фитолизин паста 100 г Доступность: Есть в наличии Доставка Курьером Самовывоз Доставка Новой почтой Доставка УкрПочтой...
Фолликулярная киста яичника и беременность можно ли забеременеть
Беременность при фолликулярной кисте яичника Фолликулярная киста яичника – это полостное доброкачественное образование, которое располагается внутри органа и заполнено прозрачной,...
Adblock detector