Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Дислалия: что это такое? Причины, формы, особенности развития дислалии и методы ее устранения

Одной из распространенных речевых патологий, которая диагностируется преимущественно в детском возрасте, является дислалия — это неправильное произношение звуков. Такое заболевание объединяет в себе различные формы нарушения речи, при этом слух и иннервация органов речи остаются сохранными. У многих сложилось ошибочное мнение, что дислалия является переходящей патологией, которая самостоятельно исчезает по мере взросления ребенка. Такое речевое заболевание может диагностироваться и у взрослых пациентов, что может вызывать насмешки окружающих и непонимание произносимой речи.

Формы дислалии

Дислалия может возникать по различным причинам и именно от них зависит диагностирование определенной формы болезни. Специалисты выделяют следующие формы такой речевой патологии:

  • Механическая форма может возникать у взрослых и у детей. В основе ее развития лежит изменения речевого аппарата органического происхождения. Чаще всего произношение неправильной речи связано с некоторыми патологиями языка в виде короткой уздечки и неправильного прикуса. Кроме этого, дефекты речи могут возникать при некоторых возрастных изменениях, например, отсутствие зубов.
  • Функциональная форма развивается при различных нарушениях физического и психического состояния детей, а также под воздействием факторов окружающей среды. Такая форма речевой патологии разделяется на следующие виды:
    • акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
    • артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
    • артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.

В отдельную форму выделяется функциональная дислалия, которая свойственна детям до 5 лет. Такое речевое отклонения не считается патологией и не нуждается в специальной коррекции. В том случаю, если у ребенка нарушена одна группа звуков, то специалисты говорят о простой форме дислалии. При неправильном произношении нескольких звуков проводится коррекционная работа по устранению сложной формы заболевания.

Причины дислалии

Все причины дислалии можно условно разделить на две группы:

  • Органические причины: проблемы с произношением возникают в результате различных аномалий в строении артикуляционного аппарата, которые могут быть врожденного и приобретенного характера. Чаще всего у пациентов диагностируются следующие аномалии:
    • нарушение прикуса;
    • отсутствие зубов;
    • укороченная уздечка верхней губы;
    • расщелина твердого неба;
    • высокий свод неба.
  • Социально-биологические причины проявляются в следующем:
    • ребенок слышит неправильную речь в семье и подражает ей;
    • родители не уделяют необходимого внимания ребенку и не обращают внимания на его запущенную речь;
    • присутствуют проблемы с фонематическим восприятием;
    • снижение слуха;
    • умственная отсталость у ребенка.

Для того чтобы не допустить формирования у ребенка различных речевых отклонений, необходимо с самого рождения контролировать развитее его речи. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит закладка основы коммуникативной системы, которая играет важную роль для дальнейшей жизни ребенка. При возникновении у ребенка любых нарушений речи рекомендуется как можно раньше показать его логопеду. Специалист сможет диагностировать форму речевой патологии, причины ее развития и при необходимости назначит необходимое лечение для восстановления правильного звукопроизношения.

Лечение и коррекция дислалии

Чаще всего лечение дислалии предполагает проведение комплексного использования различных методов. Хороший эффект дает использование логопедического массажа и гимнастики, которые сочетаются с игровыми формами обучения. Устранение дислалии проводится в несколько этапов:

  • Подготовительный этап предполагает устранение дефектов в речевом аппарате и проведение работы по улучшению речевой моторики. Для того чтобы подготовить ребенка к правильному произношению звука, важно выработать у него правильное направление воздушной струи и развить мелкую моторику.
  • На втором этапе проводится формирование начальных способностей произношения звуков. Сначала специалист учит ребенка произносить звук изолированно, после чего проводится работа по авторизации его в слогах, словах, предложениях и фразах.
  • Работа на заключительном этапе направлена на безошибочное использование отработанных звуков в общении со сверстниками и взрослыми.

Речь играет важную роль в жизни человека, и для своевременного выявления дислалии важно следить за состоянием речевого аппарата у ребенка и присутствие в нем дефектов строения. Кроме этого, дети склонны подражать речи взрослых, поэтому их звукопроизношение должно быть идеально чистым.

Об авторе: Глушакова Татьяна Владимировна, логопед.

Дислалия

Дислалия – нарушения звукопроизношения при нормальном слухе, интеллекте и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Читайте также:  Микроклизма Микролакс (Microlax) - «Деликатное решение деликатной проблемы

Недостатки звукопроизношения могут быть следующими:

  • сигматизм – нарушенное произношение свистящих [с] [с‘] [з] [з‘] [ц] и шипящих звуков [ш] [ж] [ш‘][ч]
  • ламбдацизм – нарушенное произношение звуков [л] [л‘]
  • ротацизм – нарушенное произношение звуков [р] [р‘]
  • йотацизм – нарушенное произношение звука [j]
  • каппацизм – нарушенное произношение звуков [к] [к‘]
  • гаммацизм – нарушенное произношения звуков [г] [г‘]
  • хитизм – нарушенное произношения звуков [х] [х‘]
  • дефекты озвончения – замены звонких звуков глухими, а глухих – звонкими;
  • дефекты смягчения – замены мягких звуков твердыми, а твердых – мягкими.

В детской речи могут встречаться как отдельные недостатки звукопроизношения, так и их сочетания.

Что делать, если у ребенка дислалия?

Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

Причины возникновения дислалии:

  • органические дефекты артикуляционного аппарата: нарушения прикуса (прогения, прогнатия, передний и боковой открытые прикусы), зубо-челюстного ряда, подъязычной уздечки, строения твердого и мягкого нёба, губ, языка;
  • нарушения фонематического слуха;
  • несформированность кинестетических ощущений положения и движений органов артикуляционного аппарата.

Важно помнить! Причинами возникновения нарушения звукопроизношения может служить как один из перечисленных факторов, так и их сочетание.

Классификация дислалий:

  1. функциональная;
  2. механическая.

Причины функциональной дислалии:

  • нарушения фонематического слуха;
  • несформированность кинестетических ощущений положения органов артикуляционного аппарата.

Причины механической дислалии:

  • органические дефекты артикуляционного аппарата

Виды дислалии (по Б.М. Гриншпуну):

  • акустико-фонематическая – нарушения звукопроизношения обусловлены нарушениями фонематического слуха и проявляются в дефектах озвончения;
  • артикуляторно-фонематическая – нарушения звукопроизношения обусловлены сочетанием нарушений фонематического слуха и несформированностью кинестетических ощущений положения и движений органов артикуляционного аппарата;
  • артикуляторно-фонетическая – нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях звуков, обусловленных неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями при сохранном фонематическом слухе.

Формы дислалии:

  • по количеству нарушенных звуков: простые дислалии (от 1 до 4 нарушенных звуков) и сложные дислалии (более 5 звуков);
  • по характеру нарушений – мономорфные дислалии (нарушения в одной фонетической группе) и полиморфные дислалии (нарушения звуков разных фонетических групп).

Виды нарушенного звукопроизношения:

  • Искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков, например, горловое произнесение звука [р].
  • Замены – использование вместо звука отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя []ыба – [л]ыба)
  • Смешение – это недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении;
  • Пропуски – либо отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха.

Недостатки звукопроизношения разделяют на несколько групп:

  • Сигматизм – нарушение произношения свистящих [c] [c‘] [з] [з‘] [ц] и шипящих звуков [ш] [ш‘] [ж] [ч];
  • Ламбдацизм – нарушение произношения звуков [л] [л‘];
  • Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] [р‘];
  • Йотацизм – нарушение произношения звука [j];
  • Каппацизм – нарушение произношения звуков [к] [к‘];
  • Гаммацизм – нарушение произношения звуков [г] [г‘];
  • Хитизм – нарушение произношения звуков [x] [x‘];
  • Дефекты озвончения – замены звонких звуков глухими, а глухих – звонкими;
  • Дефекты смягчения – замены мягких звуков твердыми, а твердых – мягкими.
  • Межзубный (язык находится между нижними и верхними резцами, слышен свист с шипящим оттенком);
  • Боковой (один или оба боковых края языка опущены, воздушная струя направлена вбок, возможно с захватом слюны, слышен хлюпающий звук);
  • Призубный (кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами, периодически ее закрывая, слышен шум);
  • Носовой (передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок);

Виды парасигматизма (замены другими звуками фонетической системы русского языка):

  • Шипящий – замены на шипящие звуки;
  • Свистящий – замены на свистящие звуки;
  • Губно-зубной – замены на звуки [в] [в‘] [ф] [ф‘];
  • Переднеязычный – замены на звуки [т] [т‘] [д] [д‘].
  • Межзубный — язык находится между нижними и верхними резцами;
  • Двугубный – язык не принимает участие в артикуляции, звук образуется при помощи губ, напоминает анлийский [w];
  • Заднеязычный – кончик языка опущен и оттянут назад, задняя часть спинки языка поднята и образует щель с мягким небом, слышен щелевой [г];
  • Носовой — передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок похожий на [нг];
  • Замены на любые гласные;
  • Замены на сонорные звуки;
  • Замены на губно-зубные звуки [в] [в’].
  • Межзубный – язык выбрасывается изо рта, слышится один удар;
  • Одноударный – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
  • Проторный – правильная артикуляция звука без вибрации;
  • Горловой – кончик языка и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое небо (велярный ротацизм) либо увулю (увулярный ротацизм);
  • Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
  • Кучерской – губы выдвинуты вперед, сильная воздушная струя заставляет их вибрировать.
  • Носовой — передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок похожий на [нг];
  • Замены на любые гласные звуки;
  • Замены на сонорные звуки;
  • Замены на губно-зубные звуки [в] [в’];
  • Замены на переднеязычные звуки [д] [д’];
  • Замены на заднеязычные звуки [г][г‘];
  • Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
  • Замены на любые гласные звуки;
  • Замены на сонорные звуки.
Читайте также:  Процесс аккомодации глаза 1

Виды каппацизма, гаммацизма и хитизма:

  • Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
  • Смычный – смычка может образоваться между корнем языка и задней стенкой глотки или голосовыми складками, слышен щелчок.

Виды паракаппацизма, парагаммацизма и парахитизма:

  • Замены на переднеязычные звуки [т] [т‘] [д] [д’];
  • Замены смычных заднеязычных звуков щелевыми заднеязычными звуками [к] на [х] [к‘] [х‘]

Диагностика дислалии

Если родители заметили, что ребенок к 5 годам не произносит ряд звуков, либо произносит их искаженно и неправильно, самым верным решением в этом случае будет – консультация с логопедом.

Логопед проводит обследование звукопроизношения с использованием специального картинного материала. Данная процедура производится индивидуально и/или в присутствии родителей или законных представителей ребенка.

Материал для обследования звукопроизношения включает в себя наборы картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине или конце слова-названия, поскольку в разных положениях звук произносится по-разному. При помощи наглядного материала проверяется произношение:

  • в группе свистящих согласных [с] [с‘] [з] [з‘] [ц];
  • в группе шипящих согласных [ш] [ж] [ш‘] [ч];
  • в группе сонорных согласных [р] [р‘] [л] [л‘] [j] [ja] [jэ] [jo] [jy] [jи];
  • в группе заднеязычных согласных [к] [к‘] [г] [г‘] [х] [х‘];
  • в группе звонких согласных [в] [в‘] [б] [б‘] [д] [д‘];
  • в группе глухих согласных [ф] [ф‘] [п] [п‘] [т] [т‘].

Логопед подбирает не менее трех картинок на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце).

При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. В случае, если ребенок затрудняется с названием картинки, логопед предлагает повторить слово за ним (т.е. отраженно).

Во время логопедического обследования специалист обращает внимание и фиксирует:

  • особенности темпа речи;
  • четкость произнесения слов;
  • правильность произнесения слов (по слоговой структуре);
  • звонкость голоса.

Коррекция дислалии

Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:

  1. Обследование звукопроизношения ребенка;
  2. Коррекция нарушенных звуков речи:
    • Развитие артикуляционной моторики;
    • Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
    • Постановка нарушенных звуков;
    • Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.

В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Постановка звука;
  3. Автоматизация звука;
  4. Дифференциация звука.

Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.

Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье

Видео проведения артикуляционной гимнастики:

Фото и видео проведения дыхательных упражнений

Дислалия. Симптомы, диагностика и лечение.

Помогаем при дислалии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.

Дислалия — самый распространенный вид речевых нарушений, который наблюдается как среди детей, так и у взрослых. Если заболевание наблюдается у взрослого человека, то «корень» заболевания стоит искать в детском возрасте. Дислалия выражается в неправильном произношении звуков и слов: искажение слова, замена букв и звуков, пропуск букв. При этом, ребенок прекрасно слышит и имеет хороший лексикон.

Существует четкое разделение возможных причин дислалии на две группы:

Функциональная — аномалии и нарушения в строении языка, челюсти, неба и зубов. Такие дефекты могут быть приобретенными (выбитый зуб, вывих челюсти, неправильный прикус и т. д.), а могут быть и врожденными (короткая уздечка губы, заячья губа, дефект неба) Многие подобные дефекты можно исправить хирургическим способом: вовремя сделанная операция поможет исправить речевые нарушения, либо минимизировать их.

Читайте также:  Ессентуки для ингаляции, минеральная вода Ессентуки 4 и 17 для ингаляций

Другой причиной дислалии является задержка психо-речевого развития. Она бывает вызвана социальной изолированностью, недостатком внимания со стороны родителей, чрезмерным «сюсюканием» с малышом, стремлением ребенка подражать взрослым, имеющим дефекты речи.

Многолетний опыт показывает, что механическая дислалия лечится гораздо быстрее фонематической. Для исправления первой достаточно устранить причину неправильного произношения, в то время как для фонематической необходимо привлекать большее количество специалистов.

К фонематической дислалии относят также акустическую — ребенок произносит речь, как он ее слышит. Если у ребенка есть проблемы со слухом, то и звуки часто перемешиваются. Таким образом, вместо слова «рыба» ребенок говорит — «лыба», а вместо «машина» — «мафына»). В этом просматривается разница между взрослой и детской дислалией: взрослый правильно слышит, но имеет нарушение артикуляции, а ребенок, в большинстве случаев, слышит неправильно, а соответственно и говорит с ошибками.

Следующий вид отклонения — артикуляторно-фонематическая дислалия, возникающая в случае неправильного расположения органов речи во время произношения (язык, зубы). Неверно усвоенная артикуляция приводит к развитию артикуляторно-фонетической дислалии.

Простые нарушения, например, неправильное произношение только свистящих, требуют 2-3 месяцев регулярных занятий с логопедом. Иногда этот срок может увеличиваться до полугода. А вот лечение сложной дислалии, где нарушено произношение 5 и более групп звуков, может растянуться надолго и требует более кропотливой работы логопеда.

Дислалия может носить возрастной характер у детей дошкольного возраста. В этом случае она не требует коррекции и сходит на «нет» сама собой. Однако, не стоит расслабляться и необходимо внимательно следить за развитием речи малолетних. Именно в первые годы жизни формируется коммуникативные основы.

Диагностика и лечение дислалии

Правильно диагностировать форму дислалии может только опытный специалист-логопед. После сбора необходимых данных, врач ставит диагноз, исходя из которого назначается дальнейший курс коррекции. При необходимости маленький пациент направляется к стоматологу или неврологу, а также другим смежным специалистам. Для формирования правильной речи ребенка необходимо его регулярно показывать специалисту еще до достижения им 4-5-летнего возраста. Тяжелая степень дислалии встречается гораздо чаще у детей школьного возраста, чем дошкольников, т. к., ранняя дигностика и коррекция позволяют быстрее и эффективнее решить проблему. Главная позиция, которой должны руководствоваться родители: небезразличие и внимание к развитию ребенка, которое поможет избежать множества осложнений в будущем.

Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”

Центр АКМЕ более 10 лет помогает детям решать проблемы дефекта речи.

Специалисты Центра имеют огромный опыт и уникальную авторскую методику, которая позволяет наиболее эффективно справляться с поставленными задачами.

Основной акцент мы делаем на безмедикаментозное решение диагностируемых проблем.

Наша методика предполагает партнерское участие в процессе исправления нарушений речи: в работу вовлечены как специалисты Центра, так и ребенок, и его родители, близкие и родственники. Совместная деятельность — это работа на стабильный и устойчивый результат, т.к работа по устранению дефектов речи продолжается и вне стен логопедического кабинета. Именно поэтому так важна вовлеченность родителей.

Деятельность логопеда по устранению дислалии делится на несколько этапов. После диагностики заболевания и назначения курса лечения, начинается первый этап — более тесное знакомство и вовлечение ребенка в игровой процесс, который позволяет преодолеть стеснительность, неловкость в общении с новыми людьми, усвоение «правил игры», а также развитие памяти и внимания.

После установления контакта, логопед переходит к специальным задачам. Ребенок начинает узнавать и различать фонемы, обретает речедвигательные умения и навыки. В процессе занятия специалист использует целый комплекс упражнений, дидактические материалы, руководствуется пособиями и авторскими методиками.

Логопедический массаж — важная составляющая курса лечения. Упражнения для развития речевого аппарата обязательны в коррекционном комплексе, если у ребенка была диагностирована дислалия.

Почему так важно не запускать дислалию?

Дефекты в развитии речи могут стать причиной целого ряда комплексов у ребенка. Подшучивания и обидные выпады со стороны сверстников могут наложить отпечаток на всю жизнь подрастающего человечка. Не позволяйте ребенку почувствовать себя вне общества. Самоизоляция в детстве — причина многих психологических травм в будущем. Подарите ребенку и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Ссылка на основную публикацию
Фундук — Калорийность и Состав (БЖУ Витамины и Минералы)
Сколько в фундуке (кбжу): калорий, белков, жиров и углеводов Фундук обладает большим количеством полезных свойств. Но употреблять орех нужно очень...
Фрамицетин (Framycetinum)- описание вещества, инструкция, применение, противопоказания и формула
Трамицент - инструкция по применению Регистрационный номер: Торговое наименование: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Состав 1 мл препарата содержит: Действующее...
Французская косметика, органическая косметика, натуральная косметика из Франции купить в интернет-ма
Новинки натуральной и органической косметики из Франции с доставкой напрямую в Россию Естественная красота… это так по-французски! Легкость, чувственность, свежесть...
Фуникулярный миелоз — симптомы и лечение
Фуникулярный миелоз Фуникулярный миелоз — поражение спинного мозга, развивающееся вследствие недостаточности витамина В12. Как правило, сочетается с пернициозной анемией. Проявляется...
Adblock detector