Шкала оценки пищевого поведения

Шкала оценки пищевого поведения

В последние десятилетия проблема нарушений пищевого поведения приобрела особую актуальность во всем мире, в том числе и в России, в связи со стремительным ростом числа людей с избыточным весом или гипертрофированным стремлением к похудению. Культ еды, переедание или наоборот пищевой аскетизм, диетомания, обостренное внимание людей, особенно молодого возраста, к своему телу и внешности, следование завышенным эталонам физической привлекательности представляют собой различные виды пищевых девиаций и являются неполноценными формами психоэмоциональной адаптации современного человека к сложным реалиям современной жизни.

До недавнего времени нарушения пищевого поведения рассматривались только как медицинский диагноз или генетическая склонность, однако теперь проблему пищевого поведения изучают и как психологическое расстройство. Исследованием этой темы занимаются известные медики и психологи: Бухарова Э.А., Вахмистров А.В., Вознесенская Т.Г., Гаврилов М.А., Гинзбург М.М., Дорожевец А.Н., Кислова Е.К., Коркина М.В., Креславский Е.С., Малкина-Пых И.Г., Менделевич В.Д., Минабутдинов Ш.Р., Ротов В.А., Скугаревский О.А., Томэ Х., Цивилько М.А., Циркин С.Ю. и др. Под пищевым поведением авторами понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа [1]. Иными словами, пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека. Пищевое поведение может быть гармоничным (адекватным) или девиантным (отклоняющимся). По мнению специалистов, нарушения пищевого поведения представляют собой широкий спектр состояний от ограничительных действий до переедания [там же]. К ним относят нервную анорексию, нервную булимию, компульсивное переедание, а также ряд других расстройств [2]. Природа нарушений пищевого поведения объясняется современными исследователями различными причинами. Существуют теории, объясняющие пищевые девиации физиологическими факторами, в частности проблемами, связанными с неправильным питанием, нарушением обмена веществ, повышенной нагрузкой, истощением организма и т.д. Иные представления связаны с определением ведущей роли психологической составляющей в данных расстройствах. Принятие пищи не всегда связано с утолением голода, и едой нередко злоупотребляют в целях удовлетворения широкого спектра иных потребностей: разрядки психоэмоционального напряжения; чувственного наслаждения; общения; самоутверждения; поддержания определенных ритуалов или привычек; компенсации неудовлетворенных потребностей в заботе и любви; эстетического переживания. Есть гипотезы, трактующие расстройства приема пищи как следствия эмоциональных расстройств: хронического стресса, тревожности, депрессии. Стиль питания отражает эмоциональные потребности и душевное состояние человека. Удовлетворение голода в состоянии эмоционального неблагополучия имеет крепкую связь с ощущением комфорта и защищенности. Каждый раз, когда тревожные и агрессивные эмоции подавляются, когда нет возможности их выразить с помощью произвольного поведения, они создают остаточное напряжение и могут тем самым оказывать хроническое негативное влияние (через вегетативную нервную систему) на различные фазы пищеварительного процесса. Существует также социальная гипотеза, которая определяет распространенность пищевых нарушений в последние 40–50 лет принятыми в обществе ролями и стереотипами, в частности распространением идеала худобы, популяризацией различных диет и чрезмерно повышенным вниманием людей к внешнему виду. Ряд исследователей объясняет пищевые девиации личностными факторами и жизненной ситуацией. Было установлено, что лица с нарушениями пищевого поведения, оценивая свои отношения с родителями, отмечают либо низкий уровень полученной в детстве родительской заботы, либо чрезмерное доминирование, гиперопеку со стороны родителей, либо противоречивый стиль воспитания, поддерживающий и одновременно подрывающий в ребенке уверенность в себе [3]. Некоторые авторы называют одной из значимых причин, приводящих к нарушениям пищевого поведения, фактор неадекватности и неустойчивости самооценки. Сопутствующими признаками искажения самооценки является склонность к перфекционизму, зависимость от одобрения окружающих, интолерантность к трудностям повседневной жизни; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешней демонстрацией превосходства; поверхностная социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; стремление уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения [4]. Таким образом, обобщая имеющиеся исследования, можно сделать вывод, что нарушения пищевого поведения – это комплексная проблема, сочетающая в себе физиологические и психологические факторы. Несмотря на имеющиеся исследования в этой области, многие аспекты проблемы до сих пор остаются неясными. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопросы, какие причины являются начальным фактором, катализатором поведенческих девиаций и на каком этапе необходимо проводить профилактику возникновения отклонений пищевого поведения, а также выявление психологических факторов, влияющих на поддержание нормальной массы тела. В связи с этим изучение проявлений и причин пищевых поведенческих расстройств у молодежи является актуальной проблемой.

Читайте также:  Хронический поверхностный гастрит - что это, симптомы и лечение

Результаты исследования и их обсуждение. Нами было проведено собственное эмпирическое исследование нарушений пищевого поведения у лиц юношеско-студенческого возраста. В нем приняли участие студенты второго курса гуманитарного факультета Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина в количестве 50 человек. Из них 10 юношей и 40 девушек. Возраст испытуемых 19–20 лет. Использовалась методика «Шкала оценки пищевого поведения» D.M. Garner, M.P. Olmstead, J.P. Polivy (русскоязычная адаптация методики Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А., Суихи С.). Опросник интересен тем, что позволяет не только выявить склонность к типичным пищевым расстройствам (выраженность беспокойства о весе, наличие эпизодов переедания и очистительного поведения), но и оценить такие коррелирующие с ними личностные характеристики, как перфекционизм, ощущение общей неадекватности, чувство отстраненности от контактов с окружающими, неспособность четко дифференцировать свои внутренние ощущения. Результаты распределения студентов в соответствии с характеристиками пищевого поведения приведены нами в табл. 1.

Распределение студентов в соответствии с характеристиками пищевого поведения (n=50)

Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ)

Этот опросник, разработанный голландскими учеными в 1986 году, позволяет выяснить причины, по которым вы переедаете. Основных причин может быть три. Первая — неспособность устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом (экстернальное пищевое поведение). Вторая — привычка заедать эмоции (эмоциогенное пищевое поведение). Третья — стремление жестко ограничивать себя в еде (ограничительное пищевое поведение), в результате чего человек то садится на жесткую диету, то срывается с нее, с избытком вознаграждая себя за прошлые лишения и запреты. Пройдя тест, вы узнаете, из-за чего вы злоупотребляете едой, и сможете понять, как с этим бороться.

Как пройти опросник

Чтобы получить достоверный результат, проходите тест быстро, не раздумывая. На каждый вопрос отвечайте «никогда», «очень редко», «иногда», «часто» или «очень часто». Возьмите листок бумаги и пронумеруйте лист до 33-х. Напротив номера каждого вопроса проставьте баллы.

Вопросы Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто
1. Если ваш вес начинает нарастать, вы едите меньше обычного? 1 2 3 4 5
2. Стараетесь ли вы есть меньше, чем вам хотелось бы во время обычного приёма пищи? 1 2 3 4 5
3. Часто ли вы отказываетесь от еды и питья из-за того, что беспокоитесь о своём весе? 1 2 3 4 5
4. Аккуратно ли вы контролируете количество съеденного? 1 2 3 4 5
5. Выбираете ли вы пищу преднамеренно , чтобы похудеть? 1 2 3 4 5
6. Если вы переели, будете ли вы на следующий день есть меньше? 1 2 3 4 5
7. Стараетесь ли вы есть меньше, чтобы не поправиться? 1 2 3 4 5
8. Часто ли вы стараетесь не есть между обычными приёмами пищи из-за того, что следите за своим весом? 1 2 3 4 5
9. Часто ли вы стараетесь не есть вечером из-за того, что следите за своим весом? 1 2 3 4 5
10. Имеет ли значение ваш вес, когда вы едите? 1 2 3 4 5
11. Возникает ли у вас желание есть, когда вы раздражены? 1 2 3 4 5
12. Возникает ли у вас желание есть, когда вам нечего делать? 1 2 3 4 5
13. Возникает ли у вас желание есть, когда вы подавлены или обескуражены? 1 2 3 4 5
14. Возникает ли у вас желание есть, когда вам одиноко? 1 2 3 4 5
15. Возникает ли у вас желание есть, когда вас кто-либо подвёл? 1 2 3 4 5
16. Возникает ли у вас желание есть, когда вам что либо препятствует, встаёт на вашем пути, или нарушаются ваши планы, либо что то не удаётся? 1 2 3 4 5
17. Возникает ли у вас желание есть, когда вы предчувствуете какую-либо неприятность? 1 2 3 4 5
18. Возникает ли у вас желание есть, когда вы встревожены, озабочены или напряжены? 1 2 3 4 5
19. Возникает ли у вас желание есть, когда «всё не так», «всё валится из рук»? 1 2 3 4 5
20. Возникает ли у вас желание есть, когда вы испуганы? 1 2 3 4 5
21. Возникает ли у вас желание есть, когда вы разочарованы, когда разрушены ваши надежды? 1 2 3 4 5
22. Возникает ли у вас желание есть, когда вы взволнованы, расстроены? 1 2 3 4 5
23. Возникает ли у вас желание есть, когда вы скучаете, утомлены, неспокойны? 1 2 3 4 5
24. Едите ли вы больше чем обычно, когда еда вкусная? 1 2 3 4 5
25. Если еда хорошо выглядит и хорошо пахнет, едите ли вы больше обычного? 1 2 3 4 5
26. Если вы видите вкусную пищу и чувствуете е запах, едите ли вы больше обычного? 1 2 3 4 5
27. Если у вас есть что-либо вкусное, съедите ли вы это немедленно? 1 2 3 4 5
28. Если бы проходите мимо булочной (кондитерской), хочется ли вам купить что-либо вкусное? 1 2 3 4 5
29. Если вы проходите мимо закусочной или кафе, хочется ли вам купить что либо вкусное? 1 2 3 4 5
30. Если вы видите, как едят другие, появляется ли у вас желание есть? 1 2 3 4 5
31. Можете ли вы остановиться, если едите что либо вкусное? 5 4 3 2 1
32. Едите ли вы больше чем обычно в компании (когда едят другие)? 1 2 3 4 5
33. Когда вы готовите пищу, часто ли вы её пробуете? 1 2 3 4 5
  1. Сложите баллы, полученные за первые 10 вопросов, и разделите получившуюся сумму на 10.
  2. Сложите баллы, которые набрали за вопросы 11-23, и разделите сумму на 13.
  3. Сложите баллы за вопросы 11-23 и разделите сумму на 10.
Читайте также:  Гид по лекарствам от головной боли – что выпить от мигрени, что можно беременным и кормящим

​Результаты

Ответы на первые 10 вопросов определяют ограничительное пищевое поведение. Средний результат составляет 2,4. Если получившаяся у вас цифра намного меньше, значит, вы плохо контролируете, что и в каком количестве едите. Если намного больше — вы слишком строги к себе и, возможно, склонны к анорексии.

Вопросы 11-23 определяют эмоциогенную линию поведения: склонны вы заедать эмоции или нет. Чем ниже получится цифра, тем лучше (средний результат — 1,8). Если же она очень высока, подумайте, что предпринять, чтобы не набрасываться на сладкое от грусти и скуки.

Последние 10 вопросов составляют шкалу экстернального пищевого поведения. Она определяет, легко ли вы поддаетесь искушению съесть что-нибудь вкусное. Средний балл по этой шкале — 2,7. Если вы набрали намного больше, значит, вам свойственно переедать за компанию, в ресторанах и кафе, где блюда аппетитно выглядят, и даже на диете вы не сможете отказать себе во вкусно пахнущей свежеиспеченной булочке. Внимательно следите за собой в таких ситуациях.

Шкала оценки пищевого поведения (ШОПП). Диагностика анорексии и булимии. Тесты по питанию и самооценке.

Шкала оценки пищевого поведения применяется для диагностики нарушений пищевого поведения, в первую очередь, для оценки характерных признаков, присущих нервной анорексии и нервной булимии.

Опросник позволяет оценить такие составляющие нарушения пищевого поведения как выраженность беспокойства о весе, наличие эпизодов переедания и очистительного поведения, а также поведенческие стереотипы: перфекционизм, ощущение общей неадекватности, чувство отстраненности от контактов с окружающими, оценка способности четко дифференцировать свои внутренние ощущения.

По сравнению с американской версией шкалы Eating Disorder Inventory (EDI), состоявшей из 64 вопроса и 8 субшкал, адаптированная ШОПП включает 51 утверждение, разделенные на 7 субшкал.

Утверждения сформулированы от первого лица. Необходимо оценить по 6-балльной системе частоту определенных действий, мыслей или чувств.

Шкала оценки пищевого поведения (ШОПП). Тесты по питанию и самооценке:

Инструкция.

Эта шкала измеряет различные предпочтения, ощущения и поведение. Некоторые пункты имеют отношение к еде и продуктам питания. Другие касаются ваших личных ощущений в отношении себя. Не существует правильных или неправильных ответов. Постарайтесь быть полностью искренними в своих ответах. Результаты строго конфиденциальны. Прочтите каждый вопрос и выберите один из вариантов ответа: всегда, обычно, часто, иногда, редко, никогда, который наиболее соответствует вашему суждению. Пожалуйста, читайте каждый вопрос внимательно.

Читайте также:  Симптомы вертебро-базилярной недостаточности, лечение народными средствами

Опросник

1. Я ем конфеты и углеводы, не испытывая напряжения.

2. Я считаю, что мой живот слишком толстый.

3. Я ем, когда взволнован (растерян).

5. Я боюсь испытывать сильные эмоции.

6. Я считаю, что мои бедра слишком толстые.

7. Я чувствую себя бесполезным.

8. Я чувствую себя чрезмерно виноватым после того, как слишком много съел.

9. Я полагаю, что размер моего желудка в пределах нормы.

10. В моей семье учитываются только огромные достижения.

11. Я выражаю мои эмоции открыто.

12. Я испытываю ужас от возможности растолстеть.

13. Я доверяю другим людям.

14. Я удовлетворен моей внешностью.

15. В целом, я чувствую, что контролирую мою жизнь.

16. При столкновении с собственными эмоциями, я испытываю замешательство.

17. Я легко общаюсь с другими.

18. Я преувеличиваю важность веса.

19. Я могу четко определять эмоции, которые чувствую.

20. Я не чувствую себя на высоте.

21. У меня были такие приемы пищи, при которых я чувствовал, что не могу остановиться.

22. Когда я был маленьким, то делал все, чтобы не разочаровать своих родителей и учителей.

23. У меня близкие отношения с людьми.

24. Мне нравится форма моих ягодиц.18

25. Я все время думаю о похудении.

26. Я не знаю, что со мной происходит.

27. Я беспокоюсь, выражая мои эмоции другим.

28. Когда я что-либо делаю, то хочу быть лучше других.

29. Я уверен в себе.

30. Я думаю о переедании.

31. Я не могу точно понять, голоден я или нет.

32. Я низко себя оцениваю.

33. Я чувствую, что я могу достигать мои цели.

34. Мои родители всегда ожидают, что я буду лучшим.

35. Я беспокоюсь, что мои чувства выйдут из-под моего контроля.

36. Я нахожу, что мои бока слишком толстые.

37. Я ем нормально в присутствии других людей и набиваю живот, когда они уходят.

38. Я чувствую вздутие живота после небольшого перекуса.

39. Когда я сильно взволнован, то не знаю: то ли мне грустно, то ли мне страшно, то ли я злюсь.

40. Я думаю, что я должен что-то либо делать идеально, либо вообще не делать.

41. Я думаю вызывать рвоту, чтобы снижать вес.

42. Мне нужно держать людей на определенной дистанции (мне неприятно, если кто-то пытается ко мне приблизиться).

43. Я считаю, что мои бедра нормального размера.

44. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

45. Я могу говорить о своих мыслях и чувствах.

46. Я нахожу, что мои ягодицы слишком толстые.

47. У меня есть чувства, которые я не могу точно определить.

48. Я ем или пью тайком.

49. Я считаю, что мои бока нормального размера.

50. У меня чрезвычайно высокие (амбициозные) цели.

51. Когда я взволнован, то боюсь, что начну есть.

Обработка результатов.

При подсчете суммарного показателя за ответы «всегда», «обычно» и «часто» начисляются соответственно 3, 2 и 1 балл; за ответы «иногда», «редко» и «никогда» баллы

Ряд утверждений имеют обратное направление оценки (1, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 23, 24, 29, 33, 43).

Ключ к опроснику.

Шкала 2.Булимия: 3,4,21,30,37,41,48,51.

Шкала 6. Недоверие в межличностных отношениях: 11,13,17,23,27,42,45.

Шкала 7. Интероцептивная некомпетентность: 5,16,19,26,31,35,38,39,47.

Таблица перевода сырых баллов в стены

Стены

1. Стремление к худобе

2. Булимия

3. Неудовлетворенность телом

4. Неэффективность

5. Перфекционизм

6. Недоверие

7. Некомпе тентность

Ссылка на основную публикацию
Шишки после уколов на ягодицах чем лечить
Чем лечить шишки на ягодицах после уколов В лечении некоторых заболеваний применяется введение инъекций лекарств под кожу. Процедура эта не...
Шиповника сироп; инструкция по применению, описание, вопросы по препарату
Шиповника плоды (Rosae fructus) Действующее вещество: Содержание 3D-изображения Состав Характеристика Фармакологическое действие Фармакодинамика Показания препарата Шиповника плоды Противопоказания Применение при...
Шифр шизофрении по мкб 10
Шифр шизофрении по мкб 10 Вопрос о классификации шизофрении со времени ее выделения в самостоятельную нозологическую форму остается дискуссионным. Единой...
Шкала TIMI (Thrombolysis In Myocardial Infarction) — расчет онлайн
Обзор прогностических шкал оценки риска при ОКС Причиной развития острого коронарного синдрома (ОКС) практически всегда является резкое снижение коронарного кровотока,...
Adblock detector