Сказкотерапия теория и практическое применение – статья – Корпорация Российский учебник (издательств

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это направление в психологии, которое можно рассматривать как «лечение сказками». Оно помогает определять и решать внутренние психологические проблемы взрослых и детей. Но, несмотря на свою простоту и мягкость воздействия, в сказкотерапии есть свои особенности и нюансы использования.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.

Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов. Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе.

Цели сказкотерапии

Сказкотерапия помогает ребенку уделить внимание конкретной проблеме, найти пути ее решения в ненавязчивой форме. Каждая сказка имеет свою ситуацию, которая возникает в жизни малыша, а герои обладают теми же качествами, что и он сам. История всегда имеет логическое завершение, которое показывает возможный выход из ситуации.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции предполагает своей целью налаживание связи между сказочными событиями и реальной жизнью, а также приобретение нового эмоционального и поведенческого опыта.

Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.

Направления сказкотерапии

Существует несколько направлений сказкотерапии:

  • выход из различных жизненных ситуаций через выбор поведения героя сказки, который приводит к различным последствиям;
  • определение и решение проблемы малыша в доступной ему форме;
  • передача жизненного опыта и житейской мудрости через сюжет сказки;
  • развитие мышления, воображения и памяти во время обсуждения произведения и анализа поступков и характеров героев;
  • корректировка поведения посредством соотнесения себя с главным героем, выявления его негативных поступков и черт личности;
  • психопрофилактика возможных проблем.

4 принципа сказкотерапии

При использовании сказкотерапии следует придерживаться ее 4 основных принципов.

Принцип ценности

Сказка должна доносить до ребенка или взрослого основные жизненные ценности, которых следует придерживаться. Беседа после прочтения произведения должна помочь разобраться с такими понятиями, как дружба, любовь, взаимовыручка, сострадание, вера, доброта, гуманное отношение, чувство собственного достоинства.

Принцип жизненной силы

Придерживаться правильных базовых ценностей непросто, если не ощущать собственной внутренней силы. Многим людям сложно решиться на поступки из-за своих проблем, страхов и сомнений. Сказкотерапия помогает преодолеть их и ощутить свою жизненную силу.

Принцип многогранности

Сказки не всегда только положительные, психолог должен помочь ребенку увидеть также и отрицательных героев с их мотивами поведения. Это позволяет понять, что всегда есть две стороны любого поступка, а значит и в плохом обязательно есть положительные моменты.

Принцип двух реальностей

Любой сказочный мир должен быть связан с реальностью, оказывая на нее свое влияние. Специалист должен проработать с ребенком сказочную сторону так, чтобы вплести полученные выводы в реальную жизнь и опыт ребенка.

Функции сказкотерапии

Сказкотерапия – это инструмент воздействия на ребенка, использовать который могут даже родители. Его использование может помочь избавиться от детских фобий, разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», помочь преодолеть трудности в жизни.

К функциям сказкотерапии относится следующее:

  • быстрое налаживание контакта с ребенком;
  • выявление проблем психики, которые скрыты в подсознании;
  • рассмотрение различных вариантов поведения на примере героя сказки;
  • помощь в понимании собственных чувств, эмоций и противоречий в поведении;
  • выяснение информации, которую ребенок намеренно не сообщает.

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Читайте также:  Антибиотики при рожистом воспалении - список препаратов, схемы лечения

Методики сказкотерапии

Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.

  • Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
  • Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
  • Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа. Но важно оставить малышу место для импровизации – такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
  • Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы. Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
  • «Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев.

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам. Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию.

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Примеры сказок

Сказкотерапия использует сказки для детей, которые подойдут под возраст и цели ребенка. Еще лучше, если это будет не готовая сказка, а придуманная в процессе терапии.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует выбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:

  • бытовые («Каша из топора», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.);
  • волшебные («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и др.);
  • поучительные («Федины игрушки», «Золотая рыбка», «Федорино горе», «Мужик и медведь» и др.);
  • героические («Сивка-бурка», «Илья Муромец» и др.).

Важные моменты, на которые следует обратить внимание при подборе или придумывании сказки:

  1. Ребенка должны интересовать герои, лучше всего подойдут ровесники или животные.
  2. Персонажи должны быть с ярко выраженными положительными или отрицательными качествами – только так малыш сможет проанализировать их характер и поступки.
  3. Тема сказки должна быть актуальной. Ее нужно подбирать под настоящий момент, чтобы вовремя решить проблемы детей (страхи, застенчивость, агрессия и др.).
  4. Произведение обязательно должно заканчиваться развязкой, чтобы ребенок знал конкретно, как нужно или не нужно поступать.

Структура занятия

Занятие по сказкотерапии обычно в следующей последовательности:

  1. Погружение в занятие. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).
  2. Чтение текста. Лучше, если текст будет читать взрослый человек, но допустимо и прослушивание аудиозаписи диктора.
  3. Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка.
  4. Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).
  5. Выход из сказки. Еще один ритуал, который символизирует возвращение в реальность.
  6. Итоги занятия. Беседа о том, что ребенок усвоил с занятия и как это пригодится ему в жизни.

Допустимо, если не все элементы структуры занятия будут использованы, некоторые из них можно пропускать или менять местами.

Какие проблемы можно решить сказкотерапией

Сказкотерапия – один из лучших методов мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием. К самым частым из них относятся:

  • капризность, привередливость, отказ от еды, сна, водных процедур;
  • неаккуратность, неряшливость, отказ от поддержания чистоты и порядка в своих вещах;
  • агрессивность, плохое отношение к другим детям;
  • застенчивость, неуверенность в себе, робость.

Мои советы родителям

  1. Лучше, чтобы взрослый рассказывал сказку, а не читал. Тогда будет возможность проследить за реакциями ребенка.
  2. Малыш должен иметь возможность сам выбрать сказку для прочтения. Если какая-то интересует его больше остальных, то он находит в ней для себя что-то важное.
  3. Не используйте нравоучительный тон при обсуждении сказки, ребенок сам должен взять для себя доступный ему смысл.
  4. В волшебные сказки нежелательно вносить изменения, связанные с современной реальностью. Это может усложнить погружение в волшебный мир.
  5. Позвольте ребенку фантазировать и делайте это вместе. Получившаяся сказка может многое рассказать о его внутреннем мире.
Читайте также:  Валемидин Плюс - инструкция по применению и условия хранения

Заключение

Сказкотерапия – это мягкий и эффективный способ воздействия на малыша, который помогает решать самые серьезные проблемы. Но важно тщательно делать выбор материала, который подойдет к внутреннему состоянию и поведению ребенка. Несмотря на свою простоту, метод сказкотерапии имеет высокую эффективность, потому что построен на материале, близком даже младшему дошкольнику.

Зеленщикова М.А. Типология психокоррекционных сказок

  • Конспекты занятий по развитию эмоционального интеллекта (4)
  • Профилактика эмоционального выгорания (2)
  • Взаимодействие со школой: основные направления работы (4)
  • Художественные мастер-классы (3)
  • Теоретические и методологические материалы для коллег (2)

Зеленщикова М.А. Типология психокоррекционных сказок

Типология психокоррекционных сказок

Характеристика и особенности типа

Сказки, созданныемноговековой мудростью народа и авторские истории. Создавались не для процесса консультирования, но могут успешно использоваться для этой цели. Являются источником приобретения опыта, разнообразных моделей поведения.

Народные сказки содержат в себе глубокие философские идеи об устройстве мира, о жизненных сложностях, опасностях. Являются своеобразным «концентратом» жизненной мудрости.

Авторские сказки более узкие и образные по своему содержанию. В них больше индивидуальных проекций писателя. Содержат в себе опасность негативного жизненного сценария. Могут быть отправной точкой для философского переосмысления безуспешных действий героев.

Создаются педагогами с применением учебного материала. Часто одушевляются абстрактные символы и предметы, создается сказочный мир. Раскрывают смысл и важность определенных знаний. Обычно сюжет строится на определенном разрушении обычного уклада жизни, для восстановления которого необходимо применить определенные знания.

Основной целью данного типа сказок является «мягкое» влияние на поведение ребенка, замещение неэффективной поведенческой стратегии на более продуктивную. Ребенку в некоторой степени объясняется смысл происходящего. Есть ограничения по возрасту (до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Обычно подбирается близкий к ребенку герой и описывается схожая с его жизнью ситуация. Вводится фигура психотерапевта (мудреца, советчика), который проясняет ситуацию, предлагает выход, советует, успокаивает.Дальше герой встает на путь исправлений.

Психокоррекционную сказку можно как читать без обсуждения, так и обсуждать, проигрывать, рисовать.

Психотерапевтические сказки – это сказки, «врачующие душу», раскрывающие глубинный смысл происходящего. Они не всегда однозначны, не всегда со счастливым концом, но всегда глубоки и проникновенны.
Зачастую не дают ответа, а оставляют человека с вопросом, способствующим личностному росту. Посвящены очень сложным вопросам жизни, философским проблемам бытия. Ориентированы на поиск смысла.

Очень важен выбор главного героя, не так прост, как в предыдущих типах, т.к. может раскрывать разныесубличности человека. В качестве героя можно выбрать идеальное Я клиента, его «королевское начало». Эти сказки могут быть обращены и к детям, когда им необходимо объяснить смысл смерти, горя, развода и т.д. В эту же группу можно отнести и сказки самого клиента.

Медитативные сказки создаются для накопленияположительного образного опыта, снятия психоэмоциональногонапряжения, создания лучших моделей взаимоотношений,развития личностных потенциалов. Главное предназначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных моделей общения с миром. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие злых героев и конфликтов.

Чтение медитативных сказок сопровождается созданием определенной комфортной обстановки: приглушенного освещения, удобной позы, расслабляющей музыки.

Часто бывают ориентированы на расширение чувственных впечатлений, на проживание ощущений эмоционального принятия, тепла, раскрытие личностного потенциала.

Типы сказок в сказкотерапии

(Типология терапевтических сказок в помощь начинающему сказкотерапевту)

Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития своего творческого потенциала, мы вскоре с удивлением обнаруживаем, что сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом слушают и просят пересказать ещё и ещё наши дети, наши ученики, наши пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу же начинает жить самостоятельной жизнью.

Но сочинять сказки в рамках сказкотерапевтического тренинга можно по-разному — спонтан­но и туманно или со знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было — ещё никому не повредило. Итак, давайте же приведём свои мысли в порядок, подступившись к типам сказок, используемых в сказкотерапии.

Их всего пять. Начнём по порядку.

Первый тип сказок. Дидактическая сказка

Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

Ну а кроме прочего — показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за­канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен вы­полнить дома.

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

  • как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
  • как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
  • как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
  • как и зачем нужно убирать на место игрушки,
  • как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет кото­рых — прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык.

Кстати говоря, дидактические сказки бывают и для взрослых людей (например, о необходи­мости пользоваться презервативами), но дидактические сказки для взрослых меньше распро­странены в силу того, что взрослые люди уже довольно скептически относятся к попыткам «расшевелить их» путём незамысловатой наглядной агитации в стиле «улицы сезам».

Ребёнок — совсем другое дело. Любое рутинное и скучнейшее для него занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствую­щую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

Читайте также:  Сопли и насморк при прорезывании зубов у детей как определить, чем лечить, сколько длится 1

Второй тип сказок. Психологическая сказка

Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на лич­ностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафориче­ском виде. В этом её сложность.

Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни.

А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить Вас — как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики к дню рождения друга.

Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ слушающего и объяснит ему — зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно лю­бить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, кото­рый понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с перехо­дом улицы.

Третий тип сказок. Психокоррекционная сказка

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека — как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.

События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры.

Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и крив­лялся, смотря в ручей — ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром — очень похоже на события обычной жизни.

А вот психокоррекционная сказка, звучащая как более сложная и более абстрактная метафо­ра.

«Идёт Волк по лесу — грустный-грустный и плачет. Навстречу ему Зайчонок. «Что ты пла­чешь, волк?» — спрашивает Зайчонок. «Никто меня здесь не любит» — отвечает ему Волк — «ухожу жить в другой лес».

«А свои страшные зубы ты с собой берёшь?» — спрашивает Зайчонок»

Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать вы­сказаться первому — тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот ва­риант сказки, который устроил бы обоих.

Четвёртый тип сказок. Психотерапевтическая сказка

Психотерапевтическая сказка — это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки — оказать своевремен­ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.

Я предлагаю всем, кто интересуется этим типом сказки в первую очередь обратиться к буд­дийским джатакам, а также к малоизвестным сказкам Андерсена.

Пятый тип сказки. Медитативная сказка

Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории!) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, боя­на, скальда, аэда, акына, Шахерезады . ну, в общем, дорогу эту осилит тот, кто «в своих прошлых жизнях», вероятно, рассказывал истории королям и пастухам, кого приглашали в дворцы и к ночному костру, и тот, кто уже в этой жизни, в далёком детстве доводил до ледя­ного ужаса соседей по койкам на мёртвом часе в пионерлагере, и кому не составит труда, держать в напряжении слушательскую аудиторию, рассказывая, в общем-то какую-то спонтанную ересь.

Итак, что требуется от медитативной сказки:

  1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
  2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
  3. Разговор с бессознательным.
  4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего НЕ требуется от медитативной сказки:

  1. от неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
  2. Строгое начало и понятный конец.

Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами. А вы знаете, какой главный при­знак у того, что перед нами -юнговский архетип? Главный признак — ничего не понятно!

Поэтому, чем туманнее и а»сумасшедшее» будут завихрения сюжета в медитативной сказке, тем ближе к Юнгу.

На что нужно ориентироваться, пытаясь сочинить медитативную сказку?

Ориентируйтесь на сны, если Вам снятся сложные, многоступенчатые сновидения — то на­чните с их художественного пересказа.

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально создан­ных условиях, способствующих а) релаксации и б) нагнетанию определённых психоэмоцио­нальных состояний.

Для чего рассказывают медитативные сказки?

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

Однако она может выполнять и самостоятельную функцию — поднимать «наверх»материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал челове­ка, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.

В этом смысле мне очень нравятся короткие сказки Толкина и сборник сказок Джоан Ро­улинг «Сказки барда Бидля».

Хотя. медитативные сказки — это мой любимый жанр, которому я отдаю нескрываемое предпочтение и в связи с этим, хочу предупредить: сокровищница, где хранятся медитатив­ные сказки отнюдь не исчерпывается Толкином и Роулинг. Ищите и обрящете.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Ссылка на основную публикацию
Сифилис носа как выглядит, симптомы,признаки, лечение, фото
Диагностика и лечение сифилиса носа на разных стадиях патологии Венерические заболевания имеют широкие масштабы. Сифилис носа – одна из тяжелых...
Сироп Солодка – инструкция по применению средства от кашля
Как принимать сироп от кашля Солодка Многие люди лечат кашель антибиотиками и сильными противовоспалительными средствами. Важно знать, что такие препараты...
Сироп эреспал для детей инструкция по применению, отзывы
«Эреспал» для детей: инструкция по применению сиропа Форма выпуска Состав Принцип действия Показания С какого возраста назначают? Противопоказания Побочные действия...
Сифилитическая ангина симптомы и способы заражения, лечение и профилактика
Ангина сифилитическая: симптомы и лечение Ангина сифилитическая возникает во время вторичного сифилиса и представляет собой совокупность воспалительных процессов в органах...
Adblock detector