Смысл жизни человека на земле

Смысл жизни человека с точки зрения психологии

Человек, который начинает задумываться о целях своего существования – это истинный человек, умный, умеющий мыслить за рамками своих животных инстинктов.

С точки зрения медицины ХІХ-ХХ века физическое тело человека развивается по нисходящей траектории. Никто не сможет обмануть смерть. Аналогично этой концепции душа прекращает существование в момент ухода органической жизни. Но человек должен ощущать потребность в своей деятельности. Только тогда в его существовании будет смысл. Это возможно при общении с другими индивидами, должна проявляться польза для окружающих.

Позже научная точка зрения изменилась в пользу индивидуальности. Каждый человек неповторим — у него есть свои мечты, планы, чувства. Будучи в центре своего маленького психологического мира, индивид сам формирует основную цель своего существования, которую, кроме него, никто не может знать.

Наиболее глубокие исследования в сфере осознания смысла жизни провел психиатр, невролог и психолог из Австрии В. Франкл. Он пришел к выводу, что понимание значимости человеческого бытия зависит не только от индивидуальных характеристик, но и от возраста или периода жизни. Смысл общества построен на индивидуальности каждого из его членов, а смысл личности исходит из смысла общества. Франкл объясняет это убеждение на примере ценности неповторимости мозаичного изображения лишь в совокупности всех составляющих элементов.

Поиск себя и своего предназначения в этом мире – это врожденная потребность. Она характерна для всех людей и является основным мотиватором для развития личности. В определенный период времени человек инстинктивно начинает чувствовать потребность в определении смысла существования. Например, великий Бетховен говорил, что от ухода из жизни его удерживает только искусство и желание сделать все, к чему он чувствовал предрасположенность.

Можно выделить объективный и субъективный смысл жизни . В первом случае – это потребность в размножении, сохранении своего вида и передачи генов. Во втором – мы все хотим знать, зачем необходимо обеспечивать бессмертие своим генам и какая цель пребывания на Земле всего человечества.

Необходимо стараться сделать свою жизнь более осмысленной. Как показывает практика и исследования, в таком случае люди живут дольше и сохраняют свое психологическое здоровье.

Следовательно, человек может справиться с любыми испытаниями, когда видит в них определенный смысл.

Смысл жизни с точки зрения психологии

История развития человека и общества убедительно свидетельствует, что проблема смысла жизни входит в круг «вечных», которые, несмотря на все перипетии социальной эволюции и динамику социокультурных практик, никогда не выпадали из поля внимания людей. Не случайно анализ смысла жизни и процессов смыслообразования находится уже на протяжении нескольких тысячелетий «в ядре» философской, психолого-педагогической, социальной и культурологической рефлексии. Мы поставили цель — проследить основные направления психолого-педагогической рефлексии по вопросу о смысле жизни, с тем, чтобы использовать это в учебно-воспитательной работе, в частности, со школьниками.

Специфика психолого-педагогической науки переводит фокус внимания исследователей от анализа метафизических пониманий смысла жизни к анализу его как внутреннего регулятора жизнедеятельности. При этом следует отметить, что интерпретация смысла жизни в ее психолого-педагогическом аспекте непосредственно связана с тем, в рамках какой парадигмы осуществляется рефлексия: например, психоаналитической (З. Фрейд, К. Юнг и др.), в когнитивной (Д. Келли, К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Х. Хекхаузен и др.), гуманистической (К. Роджерс, Д. Ройс, А. Пауэлл, Ф. Феникс и др) или экзистенциальной (Д. Бьюдженталь, С. Мадди, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

З. Фрейд, автор психоанализа («глубинной» психологии), выражал сомнения в актуальности самой постановки вопроса о смысле жизни в рамках научной рефлексии, считая, что только религиозное мировоззрение может взять на себя поиск ответа на него. Но ослабление позиций религий в современном мире неизбежно приводит к разрушению религиозной смысловой системы. Смысл жизни человека, как его понимал З. Фрейд, заключается в стремлении к переживанию чувства счастья, к получению различного вида удовольствий, наслаждений и соответственно к избеганию болезненных в физиологическом и психологическом отношениях переживаний [12, с. 355]. Мощным «источником» счастья является чувство любви в различных ее проявлениях. В рамках своей мировоззренческой системы ученый акцентировал значение чувства половой любви, как переживание «потрясающего наслаждения». Вместе с тем З. Фрейд подчеркивал важность позитивных по экспрессивной окраске сублимированных переживаний, связанных с восприятием прекрасного в природе и человеке, с творческим процессом в науке и искусстве, с профессиональной самореализацией.

Э. Фромм лишь частично соглашался с мнением своего учителя. Не отвергая значения любви и наслаждений в жизни человека, он в то же время полагал, что основной жизненной целью человека является полная реализация своего жизненного потенциала [13]. При этом Э. Фромм подчеркивал: во-первых, имеет первостепенное значение не некоторый конечный результат, а сам процесс деятельности, а во-вторых, сам человек являет собой центр и цель собственной жизни, в которой «развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей» [13].

Другой представитель психоаналитического направления в психологии — К. Юнг — констатировал, что жизнь человека, в которой присутствуют цели и смыслы, является жизнью более качественной, более духовной, более здоровой, чем бессмысленная, а утрата смысла жизни может пониматься как некоторый «эквивалент заболевания» [14].

К. Роджерс исходил из гипотезы, согласно которой поведение человека опосредуется объединяющим мотивом, обозначенным автором как «тенденция к самоактуализации», то есть сохранению и саморазвитию себя как некоторой целостности. Другими словами, самоактуализация — это процесс реализации в жизненной практике своего человеческого потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. По мысли К. Роджерса, самоактуализирующийся человек гармоничен в своей экзистенции, наслаждается каждым моментом своей жизни и полностью вовлечен в нее, получает возможность быть «самим собой» [7]. Отсюда вытекает необходимость «помогающих отношений» между психотерапевтом и клиентом, функция которых сводится к тому, чтобы человек смог воспринять и зафиксировать идею, что смыслы и ценностные основания жизненной практики каждый должен определить для себя сам, а идущие извне смысловые посылы могут лишь сыграть роль в самооправдании жизненных утрат и поражений.

Читайте также:  Профилактическая мастэктомия или привентивное удаление груди - Париж

Г. Олпорт предложил понятие «проприум», понимая под ним все аспекты человека как уникальной личности. Рассуждая о проприативном стремлении личности, он говорил о процессах постановки персональных жизненных целей, о настойчивости личности в поисках путей реализации этих целей, о чувстве смысловой наполненности жизни. Несмотря на то, что смысловая система находится в эволюционной динамике, она в то же время обеспечивает целостность и континуальность личности, относительную последовательность и постоянство ее диспозиций, намерений и перспективных целей. На этой базе формируется способность человека к самопознанию и самосознанию [6].

Один из «столпов» экзистенциального направления в психологии — В. Франкл — считал ошибочными представления о смысле жизни, опирающиеся как на принцип наслаждения, так и на принцип самореализации. Первый принцип приводит к пресыщению, если удовольствие становится самоцелью. Второй принцип также ущербен, по мнению В. Франкла, так как самореализация возникает спонтанно, и этого не происходит, когда ее делают самоцелью. Ученый считал, что врожденная потребность к осознанию смысла своей жизни выступает как ведущая сила развития личности, так как смысл нуждается в реализации. Утрата смысла жизни, так же как и невозможность в силу определенных обстоятельств реализовать имеющийся смысл, порождает у личности состояния экзистенциального вакуума, экзистенциальную фрустрацию, а иногда способно вызывать невротические осложнения психики. Смысл жизни непосредственно связан с ценностной системой человека и общества. В. Франкл выделял три класса ценностей, придающих жизни человека осмысленный характер: ценности творчества (в конечном счете, наиболее грандиозным творческим актом становится сама жизнь человека), ценности переживания (в частности, чувства любви, страдания, вины) и ценности отношений [11]. Человек способен отыскать смысл жизни в любой из этих ценностей и реализовать этот смысл в поступке [11].

Проблема смысла жизни занимала и занимает достойное место и в работах выдающихся отечественных психологов. В частности, М.М. Рубинштейн еще в 1927 г. издал работу «О смысле жизни», в которой утверждал, человек живет в двух «измерениях» или в двух способах существования. В первом жизнь ограничена непосредственными связями и отношениями, в которые «встроен» человек; здесь он формирует отношение к отдельным жизненным феноменам, но не к жизни как некоторой целостности. Второй способ позволяет человеку выйти за пределы текущей ситуации или, если воспользоваться термином В. Франкла, — обратиться к самотрансценденции. М.М. Рубинштейн подчеркивал, что человек — это существо, устремленное в будущее, то есть имеющее «проект» этого будущего [9].

А.Н. Леонтьев в фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» писал: «Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно «вычерпывая» его . из объективной реальности. . Образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный. иногда даже ложный. » [5, с. 258]. Сознание, таким образом, понимается ученым как открывающаяся субъекту картина (или образ) мира, в которую включаются он сам, его внутренняя и внешняя активность, его психические состояния. Учитывая, что внутренний мир личности и мир внешний являются динамическими (находящимися в движении и постоянных изменениях) системами, то перед личностью стоит важная задача — достижение относительной гармонии внутреннего мира с миром реальным. Эта идея несколько позднее нашла отклик в работах В.А. Янчука. Он писал: «Человек в своем взаимодействии с самим собой и окружающим миром оперирует не некой абстрактной объективной реальностью, а своей интерпретацией этой реальности. Являя активное и творческое бытие, он создает свои, опосредованные контекстом культуры и субкультуры, а также индивидуального психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые и определяют отношение и понимание происходящего» [15].

К.А. Абульханова-Славская рассматривает становление личности как процесс развития ее жизненных отношений. При этом личность конструирует особую, личностную логику связывания отдельных отношений в целостный «узор», в котором и отражается индивидуальный смысл бытия. Интегральным свойством личности как субъекта жизни выступает ее жизненная позиция, то есть совокупность внутренних отношений как к частным жизненным обстоятельствам, так и к жизненному пути в целом, считает К.А. Абульханова-Славская: «жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни» [1, с. 24].

Сходной позиции придерживается А.Г. Асмолов, описывая личность как динамическую смысловую систему, в которой раскрываются все виды связей между мотивами, личностными смыслами, установками, поступками и деяниями [2].

В русле нашего исследования интерес представляет концепция поступка, разработанная В.А. Роменцом. Автор, рассуждая о смысле жизни, относит его к последействию поступка, который понимается как «опосредующее звено» между психикой и ее «объективным коррелятом» — миром, обществом, общностями и т.д. Таким образом, поступок — это не только способ самодетерминации личности, но и способ самопознания и даже самосозидания. В качестве элементов структуры поступка выступают ситуация, мотивация, действие и последействие. Смысл жизни формируется на этапе последействия, в ходе рефлексивного осмысления действия и его последствий [8].

Читайте также:  Студопедия — Алгоритм измерения артериального давления на артериях

Таким образом, содержание категории «смысл жизни» относится к личностному психологическому переживанию жизни в ходе ее осуществления. Вместе с тем смысл жизни — это одновременно и осознанно или интуитивно переживаемая перспектива, то есть «Я» в развертке в будущее, и мера самоосуществления (точнее, оценка того, что реально достигнуто в определенный момент времени). При этом перспективный план Я (Дж. Бюджентал называл его «пленкой», фиксирующей определенную программу поведения [3]) носит объективированный характер: становится своеобразной «линейкой», «измерительным инструментом», не имеющим субъективной причинности, скорее — внешней по отношению к личности. Именно объективированный характер смысла жизни позволяет ему вырваться за узкие рамки собственного индивидуального опыта и расширить смысловое пространство за счет других смысловых миров. Смысловые взаимодействия раздвигают границы смыслового мира личности и одновременно увеличивают ресурсы ее саморегуляции.

Смысл жизни на индивидуальном уровне реализуется в смысложизненной концепции личности. В своем понимании этого феномена мы опираемся на дефиницию Т.В. Столиной, определяющей смысложизненную концепцию как индивидуальную обобщенную систему взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе которой лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности о счастье как гармоничном переживании состоявшейся самореализации [10].

О.Ю. Гетманова справедливо, по нашему мнению, считает, что смысложизненную концепцию личности можно (с известной долей условности) представить как трехуровневую структуру. Когнитивный (от лат. cognitio — познание, изучение, осознание) компонент находит выражение в совокупности ценностных ориентаций, представлений и отношений личности, охватывающих ближние, средние и дальние перспективы жизни. Аффективный (от лат. affeсtus — душевное волнение, страсть), компонент связан с эмоционально окрашенными переживаниями личности по поводу экзистенциально значимых ценностей. Конативный (от лат. conatus — попытка, усилие, стремление) компонент непосредственно связан с динамическими составляющими жизнедеятельности, избираемыми личностью паттернами поведения, распределенными по шкале «активность — пассивность». Отсюда автор делает вывод, что психологическими детерминантами смысложизненной концепции, которые необходимо учитывать в коммуникативных системах (а следовательно, и в воспитательных процессах), являются: «наличие жизненной цели», «эмоциональная насыщенность жизни», «удовлетворенность самореализацией», «сила (интенсивность) Я» [4].

Рассмотрение психолого-педагогических концепций по вопросу о смысле жизни позволяет строить оптимальную систему учебно-воспитательной работы с учащимися, которая заключается в идее о том, что педагогически целесообразным является отказ от жесткого навязывания ценностных стереотипов (пусть и очень «правильных», с точки зрения воспитателя) в пользу поиска путей согласования наметившейся у них смысложизненной концепции и смысловых конструктов, культивируемых в социокультурной среде воспитания, что создает предпосылки для осуществления целенаправленного педагогического воздействия на массовое и индивидуальное сознание.

Смысл жизни личности

Понятие смысла жизни

Интерес к понятию смысла жизни вызван тем фактом, что оно оказывается «своим» как для житейской, так и для научной психологии. Тем самым, как отмечает А. Г. Асмолов, понятие смысла жизни может претендовать на новый, более высокий методологический статус; на роль центрального понятия в новой, неклассической, или постмодернистской, психологии – психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире». Говоря о смысле жизни, следует иметь в виду, что человек живет «внутри» смыслов; внутри того, что имеет логическую, эстетическую, этическую, религиозную значимость. Отношение к смыслам, или интенциональность (т.е. направленность на осмысленные содержания), прямо связано с витальностью, жизненной и творческой силой человека. Утрата человеком смысла вызвана утратой духовного центра и порождает специфическую форму тревоги. По мнению Альберта Эйнштейна, «человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Таким образом, можно совершенно определенно утверждать, что поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания личности. В этой связи возникает необходимость рассмотреть вопрос о подходах к определению сущности смысла жизни.

Большинство авторов характеризуют смысл жизни с позиций цели, чувства долга или главной жизненной идеи. Так, в трактовке А. Т. Москаленко и В. Ф. Сержантова (1989) смысл жизни – это прежде всего стратегическая цель жизни, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени осознаваемая. По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности; фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное. В современной психологии показано, что смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка: психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система «больших» и «малых» смыслов, и функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности. Смысл жизни можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, где функциональную основу выполняет смысловая сфера, представляющая собой совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Таким образом, смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого [1] .

Особенности процесса поиска смысла жизни

Процесс поиска и обретения смысла жизни сложен и неоднозначен, зависит от многих составляющих. «Смысложизненные ориентации возникают не на “пустом месте”, их “созревание” подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. В этой связи целесообразно выделить и рассмотреть подготовительный период “закладки” личностного фундамента смысла жизни, так как особенности данного периода существенно обусловливают не только время и теми становления смысложизненных ориентаций, но и – самое главное – содержание и выбор жизненного пути формирующейся личности. Употребляя понятие “личностный фундамент”, мы имеем в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создаст основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций» [2] .

Читайте также:  Что будет если сковырнуть бородавку

О смысле можно говорить только тогда, когда мы имеем дело с обдумыванием, соображением, конструированием, определением. Форма, в которой смысл выступает в действительности, – это значимость, т.е. форма процесса суждения. Нередко основой обретения смысла жизни является анализ мотивов собственной жизни в форме вопросов к самому себе и поиск ответов на эти вопросы. Смысл жизни – это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа.

Так, Л. Н. Толстой со свойственной ему силой ума, критичностью и откровенностью постоянно анализировал собственные мотивы, пытаясь понять, почему он занимается тем или иным делом; что в действительности им руководит. Этот анализ неоднократно приводил его к неожиданным открытиям, которые заставляли его резко изменить свой образ жизни. И вот на фоне такой работы возник еще один, более общий процесс. Вначале, по описанию Толстого, этот процесс стал обнаруживать себя в форме недоумений и вопросов: «Зачем я живу?», «Ну, а потом что?» Он отгонял эти вопросы, но они возвращались и оставались без ответа. В конце концов, эти «вопросы без ответа», по словам Толстого, «слились в одно черное пятно», и жизнь остановилась. Поиски ответа на вопрос о смысле жизни продолжались у Толстого более трех лет, они были напряжении и мучительны. В итоге Толстой приходит к следующей мысли: чтобы понять смысл своей жизни, нужно приравнять ее не к конечному существованию своего тела, а к «бесконечному началу», для выражения которого люди в скрывающейся глубине веков выработали разные понятия, такие как «божественность души», «сущность души», «нравственное добро и зло».

Впервые человек задумывается о смысле жизни еще в подростковом возрасте, и выражается это в форме следующих вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?» В поиске ответов на эти и другие вопросы лучше всего понимается содержание смысла жизни. По Д. А. Леонтьеву, чтобы лучше понять соотношение смысловой рефлексии с другими системами регуляции жизнедеятельности, надо уяснить, почему люди делают то, что они делают? Это ключевой вопрос психологии личности, поскольку личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жизни в целом. Возможны по меньшей мере шесть ответов на этот вопрос, которые определяют шесть разных смысложизненных систем отношений человека с миром и соответственно шесть разных систем регуляции поведения, жизни человека в мире.

  • 1. «Потому что я хочу» – это логика удовлетворения потребностей: у меня есть желание, влечение, его надо удовлетворить.
  • 2. «Потому, что он первый начал»: это логика реагирования на стимул.
  • 3. «Потому что я всегда так делаю»: это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие понятия, как «характер», «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть нашей жизни протекает именно по этой логике.

Три названных системы – общие для человека и животного: любое животное может себя вести в русле этих трех логик или их констелляции (сочетания).

  • 4. «Потому что все так делают»: такой ответ уже специфичен для человека, но неспецифичен для личности. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром, учитывать в той или иной мере социальные ожидания, интересы социального целого необходимо.
  • 5. «Я это сделал, потому что мне это важно»: это логика смысла, или логика жизненной необходимости, специфичная для личности и конституирующая личность. Можно утверждать, что человек является личностью в той мере, в какой его жизнь определяется именно этой логикой.
  • 6. «А почему бы и нет?»: в этом ответе отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения (или систем регуляции деятельности) в той или иной степени присущи всем психически здоровым и полноценным людям, то шестая логика (или система) присуща нс всем и отражает меру личностной зрелости.

Исчерпывают ли шесть описанных смысложизненных логик все возможные регуляторные принципы человеческого поведения? Теоретических оснований настаивать на этом нет. Например, возможно поведение, управляемое высшим призванием, миссией, когда человек ощущает высшую свободу именно потому, что для него нет выбора. Эта логика представляет собой еще один, высший тип регуляции деятельности, однако в практическом отношении мато- актуальна.

В заключение отметим, что обретение смысла жизни осознается и формируется на определенной мировоззренческой (философской или религиозной) основе и может быть обнаружено в жизни буквально в последнее мгновение перед лицом смерти. В поисках смысла жизнь представляется не только как усвоение мира и приобщение к нему, а как отстаивание своего «Я» от поглощения миром. Огромная роль в обретении смысла жизни принадлежит совести; по утверждению В. Франкла, совесть руководит человеком в его поиске смысла [3] . Совесть можно определить как интуитивную способность человека находить смысл ситуации. Поскольку смысл – это нечто уникальное, не подпадающее под общий закон, то такая интуитивная способность является единственным средством схватывать смысловые топтал еды жизни человека.

Ссылка на основную публикацию
Смотрите Лекарство против страха
Симгал (Simgal) Действующее вещество: Содержание 3D-изображения Состав Фармакологическое действие Способ применения и дозы Форма выпуска Производитель Условия отпуска из аптек...
Смас Лифтинг(Альтернатива пластике) по Лучшим Ценам в Москве-SMAS
Ультразвуковой SMAS-лифтинг Альтера (Ulthera System) По мере старения организма уменьшается количество и качество коллагена. Белковые волокна растягиваются и становятся длиннее....
Смекта для новорожденных как давать
Как давать смекту грудничку при поносе При любых нарушениях пищеварительной системы, связанных с повышенным газообразованием, вздутием живота, метеоризмом и поносом,...
СМТ-КИДС, многопрофильный детский медицинский центр в Екатеринбурге на метро Чкаловская — отзывы, ад
Клиника СМТ на улице Валерия Гаврилина Закрыто до особого распоряжения! В клинике «СМТ» разработаны дополнительные меры безопасности для предотвращения распространения...
Adblock detector