Система качества предприятия. «Петля качества»
Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, содержащие требования к системе качества и определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества:
ИСО 9000-94 «Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества». Основное назначение стандарта — помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества;
ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании»;
ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции:
Рис.2. Модель «петля качества»
- 1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
- 2. проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
- 3. материально-техническое снабжение;
- 4. подготовка и разработка производственных процессов;
- 5. производство;
- 6. контроль, проведение испытаний и обследований;
- 7. упаковка и хранение;
- 8. реализация и распределение продукции;
- 9. монтаж и эксплуатация;
- 10. техническая помощь и обслуживание;
- 11. утилизация после использования изделия.
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления:
Следуя рекомендациям международных стандартов (ИСО-8402 и ИСО-9000), обеспечение качества продукции можно определить как совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа жизненного цикла изделия («петли качества») таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Наиболее целесообразным для этого представляется формирование целевых научно-технических программ обеспечения качества продукции. Эти программы разрабатываются для каждого вида изделия, выпускаемого предприятием, и содержат задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов «петли качества». Управление качеством представляет собой управление технологическими процессами, выявление различных несоответствий в продукции, производстве или самой системе качества, а также устранение выявленных несоответствий и причин их возникновения. Улучшение качества — это постоянная управленческая деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование отдельных элементов производства и всей системы качества на предприятии. В условиях конкурентного рынка предприятие очень заинтересовано в получении результатов гораздо лучших, чем первоначально установленные нормы.
Петля (спираль) качества
Качество определяется рядом составляющих жизненного цикла продукции, образующих так называемую петлю качества (рис. 1.1). Петля качества — это необходимая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. с маркетинга, и заканчивая утилизацией отслужившего продукта, и опять’начиная с маркетинга. Если не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, то страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей.
10. Обслуживание, техническая поддержка
11. Послепродажна деятельность
9. Монтаж, эксплуатация
4. Подготовка производства
Рис. 1.1. Петля качества
7. Хранение, упаковка
6. Контроль и испытания
Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главным было — не допустить брак на производствен-
ной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары, но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные о них либо не узнают (при неграмотной организации продажи), либо не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий), не говоря уже о том, что хорошо сделанный товар может быть просто не нужен потребителю.
Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем определяется общий замысел товара, формируется образ, устанавливаются общие характеристики. Ошибки на данном этапе недопустимы, поскольку если неверно определены потребности, то в конце производственной цепочки можно получить товар, который просто не будут покупать. В управлении качеством есть правило десятикратных затрат. Оно гласит, что затраты на обнаружение брака при производстве некачественной продукции возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга или проектирования на стадию производства, а также от стадии производства к стадии эксплуатации. Иначе говоря, если на исправление какого-то недостатка при проектировании будет израсходовано 1000 руб. (например, переделать чертеж), то на производстве это обойдется уже в 10 000 руб. (переналадка производственной линии), а после продажи — уже в 100 000 руб. (отзыв партии товара у покупателей).
Качественный товар нельзя сделать на основании плохого проекта, в котором не учтены особенности изделия, не просчитаны возможные поломки и отказы, не проанализирована каждая составляющая товара и ее влияние на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.
Хороший проект необходимо перевести из чертежей и замыслов в физическую форму. Это можно сделать, только соответствующим образом организовав производство, т.е. спланировав все процессы изготовления и способы контроля. Плохая организация производства, несогласованная и некачественная работа оборудования способны свести на нет все усилия проектировщиков и маркетологов. Вот почему производство и сопровождающий его постоянный контроль качества — важнейший этап в создании товара.
Случается, что качественно сделанный товар помещают в неудобную или некрасивую упаковку, и через некоторое время потребители выражают недовольство, обращаются к более привлекательной упаковке конкурентов. Попытки убедить их, что упаковка — это не главное, как правило, не действуют. Для наглядности этого достаточно представить современный сотовый телефон упакованным не в изящную коробку, а завернутым в газету.,
Мало изготовить товар и упаковать его в красочную и безопасную упаковку, его еще следует в сохранности доставить потребителю. То, как это делается, как организована продажа, насколько она удобна для покупателя — все это составляющие качества, не менее важные, чем сам товар.
Вежливое и внимательное обслуживание при продаже товара — такой же компонент качества и составляющая цены товара, как и все остальное. Это одно из объяснений того, почему в фирменных магазинах цена товара несколько выше.
Многие товары, в особенности сложные бытовые приборы, производственное оборудование, вычислительная техника и средства связи, требуют профессионального монтажа, пусконаладочных работ. Если это делать неправильно, часть мощностей оборудования может быть незадействованной или вообще выйти из строя. Фирмы стараются не допускать потребителей до монтажа сложных изделий и делают это самостоятельно. Весьма распространена ситуация, когда оборудование, смонтированное непрофессиональными специалистами, может быть снято с гарантии и не обслуживаться.
Утилизация товара по окончании срока службы — тоже задача производителя. Производитель должен спроектировать товар так, чтобы его можно было безопасно и максимально просто утилизировать. В задачу производителя входит выработка правил утилизации продукции еще при ее разработке. Это требование особенно актуально в свете современной концепции устойчивого развития, одно из основных положений которой гласит, что «. не может быть коммерчески выгодным производство, наносящее вред окружающей среде». Следует отметить, что производитель не обязан самостоятельно организовывать утилизацию и переработку продукции. Важно предоставить технологию и обеспечить надзор за ее соблюдением.
Из всего сказанного выше следует вывод, что качество закладывается в товар изначально и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается только при соблюдении необходимых требований на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Ноосферное качество и экономика устойчивого развития
Разработка единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне. Петля (спираль) качества и основное назначение стандарта. Различие понятия «качество» и «полезный эффект».
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.01.2015 |
Размер файла | 21,9 K |
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основополагающие понятия по управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость и идентификация качества. Этапы жизненного цикла продукции. Петля качества и ее этапы. Мероприятия снабжения и производства. Система звезд качества.
реферат [588,8 K], добавлен 05.04.2009
Сущность и основные качества системы управления качеством предприятия. Система управления качеством в ООО «Центрум», анализ ее элементов и форм реализации, внешней и внутренней среды, влияющей на качество, а также предложения по их совершенствованию.
курсовая работа [207,9 K], добавлен 19.11.2009
Сущность и маркетинговое содержание понятий «товар» и «качество товара». Анализ систем управления качеством на ТОО «Тулпар», оценка их практической эффективности на сегодня. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления качеством.
курсовая работа [500,9 K], добавлен 26.10.2010
Понятие «продукция» и «уровень качества». Позиционирование продукции в маркетинговых исследований. Качество продукции как экономическая категория. Эволюция методов управления качеством. Развитие элементов управления качеством на российских предприятиях.
курсовая работа [112,0 K], добавлен 13.01.2009
Сущность и значение понятия «качество». Международные стандарты серии ИСО 9000. Анализ системы контроля качества продукции на ОАО «Гродненский механический завод». Рекомендации по оптимизации системы менеджмента и управление качеством на предприятии.
курсовая работа [316,1 K], добавлен 27.12.2014
Качество и конкурентоспособность продукции. Методы оценки качества. Контроль качества продукции. Система управления качеством продукции в мировой практике. Пути повышения качества продукции. Опыт ведущих производителей телевизионной техники.
дипломная работа [590,5 K], добавлен 07.04.2008
Разновидности постельного белья, ткани. Общие рекомендации по выбору. Разработка стандарта организации: область распространения, основные показатели оценки качества. Требования в объекту «Постельное белье». Пододеяльники, простыни: предельные отклонения.
курсовая работа [437,1 K], добавлен 13.01.2016
Товароведная характеристика, классификация и ассортимент водорослей. Факторы, формирующие качество сырья и сохраняющие качество продукта. Основные дефекты качества, причины их возникновения, методы устранения. Способы фальсификации и методы идентификации.
курсовая работа [71,9 K], добавлен 01.05.2012
Теоретические основы и методология оценки управления качеством продукции в современных условиях. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Стародубский сыр», анализ и пути совершенствования его системы управления качеством продукции.
курсовая работа [290,8 K], добавлен 04.10.2010
Характеристика требований к качеству молочной продукции в РФ, виды и способы контроля. Анализ форм и методов государственного регулирования качества молочных продуктов на примере ФГУ «Челябинская МВЛ» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
курсовая работа [41,5 K], добавлен 11.03.2012