Урок для начинающих — ручные швы

Ручные швы, виды, описание и предназначение

Ручные швы — это мало того, что азы любого вида швейного творчества, так это еще и навыки, которыми в той или иной степени обладает большинство окружающих нас людей. Пуговицу, пожалуй, хоть раз в жизни пришивал каждый.

Не будем сейчас касаться всего в общем-то достаточно большого списка ручных швов, но те, которые, что называется «на слуху» и наиболее востребованы, рассмотрим в этой статье.

Ручные швы

Мы будем говорить о швах, т. е. соединении нескольких (чаще всего двух) слоев ткани одним или несколькими рядами повторяющихся однотипных стежков.

Ручные швы используются как для временного назначения — соединения деталей изделий, так и в качестве постоянных — для отделки швейных изделий, обработки срезов, соединения деталей изделий, пришивании швейной фурнитуры и т. д.

Так как ручные швы временного назначения носят указательный характер — это контуры частей выкроек на ткани, направления линий середин полочек, спинок и т. д. и хорошо должны быть видны на материале, то и прокладывают их тонкими хлопчатобумажными нитками контрастного с основной тканью цвета.

Нитки ручных швов временного назначения удаляют, разрезая через каждые 10-15 см шов и вытягивая аккуратно концы ниток.

Когда же речь идет о ручных швах постоянного назначения, понятно, что их прокладывают нитками в тон (т. е. близкими по цвету) основной ткани, чтобы они были на ней как можно менее заметными.

Номера ниток и иголок подбирают с учетом типа ткани и вида швейной операции (сметывание, подшивание и т. д.), которая будет выполняться.

Также, как и в машинных швах, при прокладывании ручных швов в начале и в конце каждого шва делается закрепка. Причем не имеет значения, какого вида швы прокладываются — временного или постоянного назначения.

Можно просто завязать узелок, но, как правило, закрепки при прокладывании ручных швов делают по аналогии с закрепками машинных швов, воспользовавшись одним из предложенных вариантов.

1. Края (срезы) соединяемых деталей уравниваются. Игла вводится в ткань с «тыльной» стороны на себя и притягивается, оставляя хвостик нитки длиной 1-1,5 см.

2. При прокладывании временных строчек делается 1-2 стежка (стежок в стежок) закрепки через кран (срезы) соединяемых деталей и 3—4 стежка закрепки при прокладывании постоянных строчек, придерживая хвостик нитки пальцем.

В зависимости от вида прокладываемых строчек — временных или постоянных — хвостик нитки соответственно либо
остается, либо обрезается и далее прикладывается необходимый шов.

3. Все действия абсолютно одинаковые, за исключением стежков закрепки, которые в данном случае прокладываются параллельно краям (срезам) деталей.

За 0,5—0,7 см до завершении (или начала) ручного шва делается стежок в обратном направлении, но нитка до конца не затягивается, образуется петелька, в которую движением от себя проводится нитка с иголкой и, не затягивая нитку, движением на себя в обратном направлении нигка с иголкой проводится теперь во вюрую петельку, при этом аккуратно затягивая нитку. Таким образом, образуется крепкий узелок-закрепка.

В том случае, если это начало ручного шва, то далее прокладывается шов, а если это окончание шва, то перед тем как обрезать нитку, иголку с ниткой выводят в пространство припусков на швы и обрезают.

Такой прием обрезки нитки позволяет уменьшить вероятность «распускания» закрепки.

В зависимости от вида переплетения ниток ручные швы можно классифицировать на прямые, косые, петлеобразные, крестообразные и специальные.

За исключением крестообразных и петлеобразующих, все ручные швы выполняются справа налево.

Помимо того, что вне зависимости от вида швов (ручные или машинные) качественно выполненные они, кроме своей основной функции — соединение элементов, частей, узлов и т. д., полноценно выполняют и функцию отделки изделий.

Это к тому, что швы из-под иголок должны выходить ровными (в смысле, прямыми), с равномерно затянутыми (если иное не оговаривается в технологии прокладки шва) нитками и с одинаковым расстоянием между стежками.

Самыми простыми и часто используемыми являются ручные швы, выполненные прямыми стежками.

Сметочный шов (сметочная строчка) прямыми стежками
Его используют для временного соединения деталей (сметка деталей) и создания сборок.

В зависимости от вида используемой ткани I и типа выполняемой швейной операции, при которой используется данный шов, длина стежков составляет 0,2-5 см. Сметочный шов выполняется прямыми сметочными стежками «вперед иголкой».

Сметочный шов — временный: как правило, он прокладывается перед машинным швом, поэтому его делают на расстоянии 0,1-0,5 см .от контура будущего шва в сторону среза, чтобы не нарушить при удалении целостность шва, который будет проложен швейной машинкой.

Относительно длины стежков с лицевой и изнаночной сторон тоже существуют некоторые рекомендации. Так, например, формирование сборок, сметывание, наметывание, заметывание, выметывание, вметывание — всё это делается прямыми стежками одинаковой длины (0,5-5 см) с лицевой и изнаночной сторон.

Для нанесения контрольных меток, линий сгибов, линий середины деталей и т.д. чаще; всего используют разновеликие стежки длиной 1-3 см.

Копировальный шов (силки) прямыми стежками
Этот шов используют для перевода контурных линий с одной симметричной стороны изделия на другую.

Копировальный шов выполняют следующим образом: детали изделия складывают лицевой стороной внутрь.

По намеченным линиям прокладывают сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3-1 см, нить при этом не затягивают, а делают петельки высотой 1 -1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.

Петля нужна для того, чтобы была возможность раздвинуть слои ткани.

Копировальные стежки прокладывают строго по контурам деталей. После того как сметочные стежки будут проложены по всему контуру, детали изделия раздвигают, а натянувшиеся нитки разрезают посередине. Таким образом контуры переносятся на симметричные детали.

Наметочный и выметочный швы косыми стежками
Косые стежки потому так и называются, потому что их прокладывают под углом к линии шва.

Ручные строчки с косыми стежками используют, когда необходимо, чтобы детали кроя или слои ткани ни в коем случае не сдвигались относительно друг друга.

Кроме всего прочего, ручные швы косыми стежками гораздо эластичнее ручных швов прямыми стежками, что не мешает растяжению ткани.

Косыми стежками выполняют ручные швы временного и постоянного назначения. К временным относят наметочные (сметочные) и выметочные швы.
Наметочным швом косыми стежками пользуются при наметывании воротников, подборта и т. п.

Косые стежки при выполнении наметочных швов прокладывают параллельными друг к другу стежками длиной 0,7-2 см слева направо.

Иглу выводят из материала снизу вверх (как бы на себя) на небольшом расстоянии от края деталей и прокладывают стежок по поверхности верхней детали под углом к линии строчки сверху вниз через все слои ткани в направлении от края детали.

Следующий прокол иглы делают по поверхности нижней детали снизу вверх через все слои ткани по линии перпендикулярной к краю соединяемых деталей по направлению к линии строчки. Таким образом формируется наметочный шов косыми стежками.

Финалом будет машинная строчка, проложенная по намеченным линиям на деталях кроя, после которой необходимо удалить все наметочные швы и вывернуть стачиваемые детали или изделие на лицевую сторону.

При необходимости закрепления швов, находящихся внутри изделия, пользуются выметочным швом, который выполняется аналогично наметочному шву.

Чаще всего выметочный шов применяют при обработки накладных кокеток, карманов, воротников и т. п.

Только учтите, что из-за своей замечательной особенности фиксировать «намертво», наметочный и выметочный швы не рекомендуется использовать при обработке деталей из тканей с рисунками в клетку и полоску и деталей из легких, тонких тканей.

В первом случае при влажно-тепловой обработке возможно искажение рисунка, а во втором — может измениться структура ткани.

Обметочный шов косыми стежками
Стежки направляют свободно, без затягивания, длина стежков — 0,5-0,7 см.

Одним из представителей ручных швов косыми стежками постоянного назначения является обметочный шов, который часто используют при необходимости обработки края (среза) ткани от осыпания.

Выполняют его следующим образом: на расстоянии 0,3-0,5 см от края ткани в материал перпендикулярно краю вводят иглу снизу вверх справа налево.

Читайте также:  Лекарственное поражение почек!

Стачной шов
Этот шов используют для постоянного соединения деталей в тех случаях, когда выполнить машинную строчку очень сложно (можно сказать невозможно), когда необходим шов повышенной растяжимости (средний брючный шов) или когда надо закрепить нить в начале или конце вышивки.

В любом случае это самый прочный шов среди всех ручных швов. Стежки прокладывают без разрывов (промежутков). Укол иглы делают в место выхода иглы предыдущего стежка.

На линии шва (шов постоянного назначения прокладывается только по указанным направлениям) сверху вниз делается прокол иглой всех слоев материала.

На линии шва по детали, которая находится снизу, делается стежок вперед и прокол иглой через все слои материала, но уже снизу вверх. Расстояние между входом и выходом иглы — 0,1-0,3 см.

На линии шва по поверхности верхней детали делается стежок назад, вводя иголку в предыдущий прокол ткани сверху вниз.

На линии шва, выведя иглу с ниткой, по поверхности нижней летали делается следующий стежок вперед и прокол иглой через вес слои материала снизу вверх. Длина стежка в этом случае будет в два раза больше, так как нитка проходит вдоль предыдущего стежка и делается новый стежок.

Потом снова прокладывается стежок, вводя иглу назад (за иголку) в предыдущий прокол. Таким образом формируется стачной шов за иголку.

Подшивочные швы

Рассмотрим еще один тип швов, суть применения которых едина, а вот вариантов исполнения — несколько. Речь идет о швах, входящих в группу под названием подшивочные.

Несмотря на существенный прогресс в области швейных технологий, область обработки нижних срезов изделий пока не может отказаться от ручных работ, а именно там чаще всего и используются подшивочные швы. Рассмотрим наиболее часто используемые.

Вспоминаем, что для выполнения подшивочных швов нитки подбирают в тон ткани (не сравнивайте с наглядными иллюстрациями, так как для наглядности используются только контрастные цвета).

Какой бы подшивочный шов вы ни выбрали, прежде чем начать работу, необходимо подготовить срез (край) изделия к обработке.

Вначале надо подогнуть весь припуск на подгиб изделия и зафиксировать на 0,5—1 см от сгиба любым удобным для вас способом (заколотьбулавками или наметать).

Затем подогнуть срез (край) непосредственно припуска изделия на 0,5-1 см от среза (края) и тоже зафиксировать, отступив от края полученного сгиба на 0,3—0,5 см.

Оба сгиба приутюжить. В итоге получился подогнутый край с закрытым срезом. Теперь можно приступить непосредственно к процессу подшивания.

Простой подшивочный шов
Простой подшивочный шов используют для фиксации подогнутого среза на изнаночной стороне изделия, например, чтобы подшить низ изделия.

Выполняется он следующим образом. Нить закрепляется в сгибе припуска на подгибку и далее, захватив 1-2 нити с изнаночной стороны изделия по направлению от изнаночной стороны изделия, кончик иглы подводится под припуск и игла выводится на сторону припуска через всю толщину подогнутого среза на расстоянии 0,3-0,5 см от сгиба подогнутого среза.

Направление строчки — справа налево. И так до конца обрабатываемого участка.

Потайной подшивочный шов
Потайной подшивочный шов используется для тех же целей — для фиксации обработанной детали или подгиба изделия на изнаночной стороне изделия. Разница лишь в том, что выполняется он таким образом, что строчки шва не видны, ни с лицевой стороны, ни с изнаночной.

Для этого, подогнутый край с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия и шов прокладывается по лицевой поверхности верхнего сгиба припуска на подгибку и по изнаночной поверхности изделия не выше уровня верхнего сгиба припуска на подгибку.

Потайной подшивочный шов выполняется справа налево. Существует несколько способов выполнения потайного подшивочного шва.

Потайной шов неодинаковыми потайными петлеобразными стежками выполняется таким образом — припуск на подгибку с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия, на 0,3-0,4 см от линии сгиба верхнего среза припуска на подгибку изделия, и делается закрепка в припуске на подгибку, на расстоянии 0,1-0,2 см от края подгибки.

Далее, с небольшим наклоном влево, подхватив кончиком иглы 1-2 (не больше!) нитки на изнаночной стороне ткани изделия, нитка протягивается на изнаночную сторону изделия.

Опять, с небольшим наклоном влево, игла вводится в поверхность лицевой стороны подогнутого среза (края) припуска на подгибку изделия на 0,1-0,2 см от верхнего сгиба припуска на подгибку, проходит между двумя слоями ткани: припуском на подгибку и верхним сгибом припуска на подгибку и выводится через 0,5-1 см снова на лицевую сторону подогнутого среза припуска на подгибку.

То есть игла проходит только один слой ткани — верхний сгиб припуска на подгибку и выходит из этого же слоя. И таким образом двигаемся до завершения подгибки. Нитку не затягивать.

И второй вариант — потайной шов одинаковыми петлеобразными стежками.

Технология выполнения этого шва аналогичное технологии шва неодинаковыми потайными петлеобразными стежками.

Всё отличие заключается в том, что, когда иголка с ниткой вводится в лицевую сторону подогнутого среза (края) припуска на подгибку, она не протягивается 0,5-1 см, а лишь подхватывает 1-2 нитки на этой поверхности и возвращается обратно на поверхность изнаночной стороны изделия.

Иголка как-бы прыгает с поверхности изнанки изделия на лицевую поверхность сгиба припуска на подгибку — туда и обратно, туда и обратно.

Задача сводится лишь к контролю, чтобы прыжки (в смысле подхваты 1-2 ниток) эти были равномерными и ассиметричными относительно друг друга.

Не имеет значения, каким способом будет выполнена подгибка изделия, важно, что результат в обоих случаях (конечно же, при условии, что работа будет выполнена качественно), оправдает название шва — потайной. Ни с лицевой стороны, ни с изнаночной подшивочная нить не видна.

Ручной подшивочный шов крестообразными стежками
Шов используется для фиксирования подгибки открытых необработанных срезов деталей изделий или самих изделий из осыпающихся тканей. Этот шов из серии «2 в 1», т. е. и необработанный срез изделия обработается, и припуск на подгибку изделия фиксируется.

У этого шва своеобразная технология: сам шов двигается слева направо, а вот иголка — справа налево. И иголка прыгает при этом, как и в предыдущем примере, с одной поверхности на другую.

Припуск на подгибку отгибается на изнаночную сторону изделия, фиксируется (булавками или наметкой) и приутюживается, т. е. изнанка припуска на подгибку (подгибка) совмещена с изнанкой изделия.

С тыльной стороны подгибки, обращенной к изнаночной стороне изделия, делается закрепка (в данном случае можно просто завязать узелок) и нитка выводится на лицевую сторону подгибки снизу вверх на расстоянии 0,4-0,5 см от необработанного среза.

Направляя острие иголки справа налево, т. е. в обратном направлении, с наклоном вправо от выхода нитки, иголкой подхватываются 2-3 нити на поверхности изнаночной стороны изделия на 0,2-0,3 см выше необработанного среза и через них протягивается нитка.

Не меняя направление иглы, слева направо на расстоянии 0,5-0,7 см от первого прокола иглы и на уровне первого прокола иглы подхватываются 2-3 нити на лицевой поверхности подгибки и через них протягивается нить.

Вот так, чередуя подхваты нитей снизу и сверху, прокладывается подшивочный шов крестообразными стежками.

Швы нитками

Швов очень много, не все из них тебе надо знать, по крайней мере, на данном этапе освоения швейного мастерства. Некоторые швы выполняются на руках, и тогда они называются «ручными». Другие швы – «машинные» – делают на специальных швейных машинках.

Чаще других в рукоделии используют прямые швы, такие как шов вперед иголкой, шов за иголкой и строчной шов.

Шов вперед иголкой.

Это самый простой шов, и выполняется он следующим образом. Возьми 2 детали, которые тебе нужно сшить между собой. Соедини их таким образом, чтобы лицевая сторона одной детали смотрела на лицевую сторону другой детали. Это называется «лицом к лицу». Совмести края деталей, вдоль которых ты собираешься делать стежки. Начинай строчку в правом углу и веди ее справа налево.

Воткни иголку в ткань таким образом, чтобы она прошла через оба слоя ткани и вышла с противоположной стороны. Затем отступи влево несколько миллиметров и снова воткни иголку, на этот раз в обратном направлении. Продолжай в том же духе. Пусть иголка продвигается все вперед и вперед вдоль среза соединяемых деталей (рис. 41). Величина стежков может быть самой разной – от 2 мм до 4 см. Чем больше будет стежок, тем менее прочным окажется шов.

Читайте также:  Травяной чай, ингаляции и еще 5 простых советов, как вернуть пропавший голос

Рис. 41. Шов иголкой вперед

Другое название шва вперед иголкой – «сметочный», так как его обычно используют для временного соединения деталей – сметывания.

Швом вперед иголкой легко сделать сборку. Для этого выполни один или два шва на всю длину сборки со стежками длиной не более 3 мм. Когда швы будут готовы, потяни за свободные концы ниток, чтобы собрать ткань до нужной длины (рис. 42). Завяжи узелки на нитках, дабы фиксировать длину сборки, и равномерно распредели собранную ткань.

Рис. 42. Собирание ткани до нужной длины

Шов за иголкой (рис. 43).

Если тебе нужно не временно сметать, а сшить между собой насовсем две детали, тогда лучше выбрать шов за иголкой. В отличие от предыдущего шва тут иголка шагает не только вперед, но и назад. Шагнув на один стежок вперед и вытянув обратно нитку, воткни иголку между входом и выходом предыдущего шва. В результате на той стороне ткани, которая обращена к тебе, получатся небольшие стежки с перерывами, а на противоположной стороне – непрерывная строчка из перекрывающих друг друга стежков.

Рис. 43. Шов за иголкой

Шов строчной (рис. 44).

Строчной шов внешне похож на строчку, сделанную на швейной машинке, но выполняется на руках почти так же, как шов за иголкой. Отличие строчного шва – в том, что иголку вкалывают в место выхода предыдущего стежка. В результате получается, что стежки с обеих сторон образуют непрерывную строчку без промежутков. Выполняя строчной шов, старайся делать стежки одинаковой длины, не более 6 мм каждый. Тогда шов будет выглядеть аккуратным и красивым, как будто ты его прострочила на машинке.

Рис. 44. Шов строчной

Строчной шов используется для постоянного соединения деталей в том случае, если нет возможности сделать шов на машинке.

Шов из косых стежков (рис. 45).

Когда ручные стежки выполняются не прямо, а под углом, получаются швы из косых стежков. Они более надежны, чем прямые, и используются в нескольких случаях:

– для временного сметывания скользящих материалов или материалов с длинным ворсом (бархата, вельвета, искусственного меха);

– для временного сметывания или постоянного соединения деталей из сильно тянущихся материалов;

– для обработки краев; – для подшивания края низа изделия. Рассмотрим последний случай подробнее. Так как подол юбки имеет отвратительную привычку все время отрываться, его-то мы и пришьем при помощи косых стежков.

Сначала подол необходимо подготовить. Если край юбки обметан нитками, то его подгибают всего один раз. Если край не обработан, то сначала подогни его на 1 см, а потом – еще на 1–4 см, чтобы необработанный срез оказался спрятан внутри. После этого приметай подогнутый край швом вперед иголкой. Как его делать, ты уже знаешь. Сметочный шов прокладывай на расстоянии 2–3 мм от сгиба. Ну вот, подол приметан, можно приступать ко шву из косых стежков.

Рис. 45. Шов из косых стежков

Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани у подгиба и столько же ниток на самом краю подгиба. Стежок должен быть как можно меньше и незаметнее с лицевой стороны юбки. Протяни нитку и сделай еще один стежок в нескольких миллиметрах от первого. Продолжай в том же духе. С изнаночной стороны у тебя получатся косые стежки, а вот с лица изделия ниток не будет видно.

Крестообразный шов (рис. 46).

Крестообразные стежки чаще всего используются в качестве отделки. В некоторых книгах ими советуют подшивать низ изделий, но это неправильно, так как они быстро протираются, и тебе придется подшивать подол снова и снова.

Крестообразный шов, еще его называют «козликом», выполняется следующим образом. Как и в предыдущем случае подогни край изделия на изнаночную сторону. Если речь идет о вышивке или декоративной строчке, то ткань не подгибается. Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани возле самого подгиба, протащи иглу на себя, откинь нитку назад и по диагонали параллельно линии подгиба захвати иглой 2–3 нитки на подогнутой ткани. Так и чередуй проколы на основной ткани и на подгибе, располагая их в шахматном порядке. Шов выполняется слева направо снизу вверх. Расстояние между стежками должно быть одинаковым, особенно если ты делаешь отделочную строчку на самом видном месте изделия.

Рис. 46. Крестообразный шов

Петельный шов(рис. 47).

Возьми ткань таким образом, чтобы ее срез смотрел от тебя. Воткни иголку сверху вниз перпендикулярно срезу и вытяни нитку. Отступив несколько миллиметров влево, сделай еще один стежок. Когда будешь вытягивать нитку, смотри, чтобы нитка предыдущего стежка оказалась под иглой.

Петельный шов используется для обработки срезов сыпучих и легко распускающихся материалов. Шов выполняют справа налево. Если же петельный шов сделать в обратном направлении – слева направо, то он получится более прочным и надежным. В этом случае его называют «шов за иголку».

Машинные строчки.

Руками шить очень интересно, вот только долго и утомительно. Хорошо, если тебе надо всего лишь юбку подшить. А если сшить от начала и до конца целое пальто? На руках у тебя займет это несколько недель, если ни месяцев! Чтобы ускорить процесс шитья, в ХIХ веке была придумана швейная машинка. Сегодня, когда почти в каждом доме есть швейная машинка, на руках шьют очень мало: разве что дырку заделать, пуговицу пришить или вот оторвавшийся подол подшить. Во всех остальных случаях используют швейную машинку. Да и машинные швы сами по себе более прочные и аккуратные, чем ручные.

Если у тебя дома есть швейная машинка, достань ее и посмотри, какие швы она умеет делать. Во-первых, это прямой соединительный шов, внешне похожий на строчной. Это самый нужный в рукоделии шов. Во-вторых, это зигзагообразный шов, который используют и для соединения деталей, и для обметки краев, чтобы они не распускались, и даже для обработки петель. В-третьих, это несколько декоративных швов и своеобразных швов для обработки краев.

Рис. 47. Петельный шов

Для профессиональной обработки срезов существует специальная машина – оверлок. Стоит она дорого, и людям, которые не занимаются профессиональным пошивом одежды, не нужна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке — различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! �� Вот такая маленькая хитрость.

Читайте также:  Польза и вред молока чего больше Лайфхакер

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик», а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади — с гладью несчётной. На Руси её называли «атласник». Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.

Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. ��

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!

Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. �� И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.

Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.

Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. �� В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1. В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» — просто грех!

2. Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия, чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Ссылка на основную публикацию
Уретрит симптомы, причины, лечение уретрита в СПб
Уретрит. Грибковый уретрит Не нашли ответ на свой вопрос? Оставьте заявку и наши специалисты проконсультируют Вас. Уретрит – это воспаление...
Упражнения для детей, которые ходят на цыпочках Особые переводы
Статьи Идиопатическая ходьба на носках Характеристика заболевания При идиопатической ходьбе на носках (ИХН) стопа ребенка контактирует с опорой своим передним...
Упражнения для мышц поясницы Блог о здоровье
15 упражнений для мгновенного облегчения боли в пояснице С болью в пояснице сталкивается почти 31 миллион людей в определенный момент...
Урина — можно ли пить мочу, лечение уринотерапией
Урина как показатель здоровья человека и средство народной медицины Что такое урина? Это жидкость, выводимая организмом человека – моча, которая...
Adblock detector